Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Андрей Синельников, за что мы ему крайне признательны
____________________________________________________________
Продолжаем разговор с директором действующего в Киеве Института глобальных стратегий, политологом Вадимом Карасевым о различиях в выборе славянских народов.
Русские не сдали европейский экзамен
- Вы упомянули, что границы советской империи зачастую совпадали с границами славянских народов. Центром была Москва. Вряд ли однако русские распрощались с имперскими амбициями - это видно из болезненной реакции правящих кругов России на события в Грузии и на Украине, напомнивщие о теряемых зонах российского влияния. Русские очень чутко реагируют, когда им напоминают об оккупации стран Балтии. Но, скажем, Польша в 18 веке тоже была империя, между украинцами и поляками случались недоразумения, однако сейчас отношения развиваются конструктивно и доброжелательно, без какого-бы то ни было стремления доминировать. Может формируется новая ось славянского притяжения Киев-Варшава?
- Наиболее простое пояснение - Россия болезненно реагирует, потому, что она еще не научилась действовать по правилам европейских гуманистических ценностей. В Европе признание своих исторических ошибок - уже норма и обозначает гражданский взгляд и принадлежность к европейскому идентитету. Россия пока еще не сдала экзамен на европейскость, хотя пытается себя считать европейским государством. Правда, она склонна себя называть особенным европейским государством.
К тому же существовавший до 1990 г. советский лагерь узаконивал Россию как освободителя. Этот миф о русских как об освободителях Европы кое-где жив и до сих пор. На его основе в бывшем Советском Союзе была легитимирована власть советским республикам; теперь мифом о себе как о победительнице фашизма (как и мифом о себе как о борце с терроризмом) Россия пытается обосновать свои претензии на членство в клубе сильнейших государств мира.
Еще один нюанс заключается в том, что историческое наследие в регионе Центральной и Восточной Европы очень сложное. Пока что весьма трудно точно выяснить, кто, перед кем и за что должен извиниться. Прошло еще слишком мало времени. Без сомнения, страсти накаливают и происходящие внутри России политические процессы; политическая конъюнктура также не позволяет взглянуть на недавнее прошлое с гуманистических позиций.
- А как вы оцениваете Белоруссию?
- Белоруссия жизненно важна для России, без нее Россия не была бы столь славянской, как сейчас. Если бы в Белоруссии поменялся правящий режим и она бы выбрала курс на евроинтеграцию, это значило бы окончательное прощание с любым проектом объединения славян.
Без Белоруссии в России осталось бы гораздо меньше Руси. Ведь в Средние века борьба за Русь длилась несколько сот лет, на нее претендовали Литовское княжество и Московская Русь. В этой борьбе за культурное наследство победила Москва, и вокруг нее формировалась нынешняя Россия.
Отход Украины, или, скажем, Киевской Руси, - для России был удар. Если бы то же самое сделала и Белоруссия, это был бы еще более сильный удар, прежде всего по российской русскости. Не следует забывать, что Россия и русскость - различные вещи.
Пока что нет признаков, что режим в Белоруссии может поменяться, даже на возможность такого развития событий Россия реагировала бы очень болезненно. С другой стороны, многое что меняется и в самой России. Дальнейшее ее развитие будет очень зависить от того, как Россия преодолеет нынешний период стагнации. В этом смысле будет важен цикл выборов 2007-2008 г.г.
Демократия важнее, чем национальность
- Во время "бархатной революции" на Украине во французской газете "Le Monde" была статья "На Украине разыгрывается будущее России". Возможно ли, что эмансипация Украины сможет стимулировать, скажем, процессы демократизации в России?
- На президентских выборах Украина решала прежде всего собственную судьбу, не чью-нибудь другую. Этими выборами было остановлено сближение России и Украины, интеграция и возможность формирования "неославизма". После выборов Украина как государство отстранилась от России. Русский народ получил возможность больше заниматься своими делами, а не Украиной, которая, я полагаю, свои проблемы теперь решит сама.
Результаты выборов на Украине были предрешены нарушениями демократических и конституционных прав граждан. Гражданские, демократические ценности одинаково важны в любом обществе, невзирая на его национальную, религиозную или какую-либо еще принадлежность. Просто либо в стране действует демократическая система, либо страной управляет авторитарный режим. Так и со свободным рынком - либо он работает, либо страна управляется олигархами или на основе командных принципов.
Это выбор более важен, чем этническая принадлежность. Славянский фактор, возможно, придает этому выбору определенные формы действия, темп реформ и т.д. Пока люди не одобряют, никакие технологии не работают.
Борьба за выбор
- Но российская власть, Кремль любит хвататься за политические технологии, хотя они чаще всего не работают. Может не хватает содержания, ведь они - всего лишь технологии?
- Технологии концентрируются только с целью выиграть выборы, они - всего лишь инженерно-технические проекты. Украинское общество уже выросло настолько, чтобы не поддаваться манипуляциям чиновников. На президентских выборах от кандидатов оно ждало идей и понимания своей миссии.
Человек, который это понял, выиграл выборы. Его миссия - добиваться лучшей, более свободной и демократической жизни для украинцев. Результат выборов на Украине был обусловлен не этническими, а человеческими факторами.
- Все-таки именно в Восточной Европе, в постсоветском пространстве идет очень оживленная дискуссия - за и ли против Запада. Почему именно здесь?
- Миф о выборе западного пути и свЯзанные с ним ценностные и социальные конфликты на самом деле факт общественно-политической жизни Украины. Случай Украины отличается от балтийских и других восточноевропейских государств, потому что они вернулись в Европу; западный проект консолидировал их общества.
Курс Украины на Запад и в НАТО сейчас гораздо больше раскалывает, нежели сплачивает общество. Борьба за цивилизационный выбор в стране все еще идет и вряд ли закончится в ближайшие годы.
---
Комментарий украинского журналиста Олексия Матвеева, живущего в Литве
Недавно в белорусской столице Минске прошла конференция, звонко названная Девятым съездом славян. Едва ли не основными участниками мероприятия были обозреватели коммунистических газет (в том числе и бессмертной русской "Правды"), "представители" славянских меньшинств из балтийских государств, различная шовинистическая номенклатура.
Разумеется, конференция имела политический характер - трудно себе представить, чтобы эта публика читала бы сообщения о литературном наследии замученных в Гулаге украинцев или, к примеру, о фильмах нового поколения польских кинематографистов. Имя Горана Бреговича, кажется, им тоже ничего не говорит. Основные задачи другие: осудить разноцветные революции, подчеркнуть "плохую ситуацию" в Латвии, вспомнить, "как хорошо было всем вместе".
В Белоруссии ежегодно проводится и широко разрекламированный фестиваль песни и искусств "Славянский базар" - весьма эклектичный праздник власти и народа, ось которого - пропитанные ностальгией по советским временам эстрадные концерты. Я об этом напомнил не из желания надругаться - каждый имеет свободу не мешать другим.
Причина другая - спекуляция словом "славяне". Словом, якобы имеющим особое, даже мифическое значение, только вряд ли отличающимся в мире особенным престижем и исключительно хорошей репутацией. Словом, якобы окутанным духовным туманом, дымом иррациональности, но точно отождествляемым с экономической отсталостью и эстетическими диспропорциями. Иногда еще хуже - с тотальной коррупцией и маразматическим шовинизмом.
Так о какой славянской идее можно говорить здесь, в Европе, сейчас, в 21 веке?
Из всех выделенных Вадимом Карасевым идентитетов я бы выделил европейский. Речь не только об интеграции в созданные Западной Европой струкутры. Важно и создавать новые отношения в так красиво и многообещающе названной Новой Европе. Демократическое и мирное благополучие свободных народов, в том числе и славянского происхождения, от Скандинавии до Балкан - гораздо более духовная идея, нежели аллюзии на эфемерное единство славянских племен.
Словены, чехи, поляки уже давно на этом пути. Удастся ли ступить на него украинцам - еще неясно. Но этот так нелегко отвоеванный шанс для украинского государства может быть последним.
Ну, а путь "объединителей" славян, видать, другой - на базар, где торгуют историческими фикциями. Еще не знаю, где пройдет следующий их съезд. В любом случае - "представители" славян всего мира, объединяйтесь! Только без меня...
____________________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Андрей Синельников
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей