После падения 'железного занавеса' регулярно стала возникать тема отмены декретов Бенеша. Она касается не только нас и чехов. Опосредованно она затрагивает Словению и декреты Антифашистского совета национального освобождения Югославии (бывшей Югославии), и, в первую очередь, Польши, так как после войны именно в Польше произошли наиболее существенные изменения территориального характера, состава населения и имущества. Еще более опосредованно она касается попыток постепенного пересмотра послевоенного урегулирования в Европе, так как декреты Бенеша, как и тогдашние изменения такого рода в Югославии и, естественно, в Польше, были частью Потсдамского соглашения.
Вспомним причины принятия декретов Бенеша в Чехословакии. Задолго до Мюнхенского сговора на приграничных чешских территориях происходили убийства чешских полицейских, жители приграничных чешских земель из-за невыносимых условий переселялись вглубь страны. Пиком этого процесса стало отделение приграничных территорий на основании Мюнхенского договора, создание протектората Чехии и Моравии и начало войны.
После Венского арбитража Венгрия отобрала у Словакии южные земли и в ходе так называемой 'малой войны' отняла часть территории на востоке страны. С оккупированных территорий в течение нескольких часов выселили словацких учителей, юристов, полицейских и других служащих, бросив их на новой границе с чемоданами. В селе Шураны венгерские жандармы расстреляли людей только за то, что в церкви они пели словацкий гимн. После войны эти события были свежи в памяти и подтолкнули политическое руководство страны и большинство населения к принятию таких решений, которые предотвратили бы их повторение. Поляки и словенцы пусть говорят сами за себя.
После войны меры против немцев принимались и на Западе. Из Голландии выслали тысячи проживавших там немцев и конфисковали их имущество. Антинемецкие меры принимались в Дании, Франции и даже Австрии. О них никогда не говорилось. В течение всей истории Европейского союза в отношении них действовал принцип подведения жирной черты под историей и устремления в будущее.
В мемуарах периода между мировыми войнами содержатся свидетельства того, как австрийцы и немцы готовились в случае победы в Первой мировой войне обойтись с чехами, поляками, сербами и русскими. Об этом пишет и Т.Г.Масарик в своей книге 'Мировая революция'. В Первой мировой войне им это не удалось, последовала другая война. В ней им это тоже не удалось, но ценой каких жертв.
Послевоенное урегулирование в Центральной и Восточной Европе преследовало цель раз и навсегда предотвратить повторение таких попыток. Декреты Бенеша являются его составной частью. Можно и, пожалуй, нужно принести извинения за их нарушение. Убийства и другие виды насилия не предусматривались декретами Бенеша и не были одобрены Потсдамской конференцией. Надо отметить, что в Словакии не зарегистрировано ни одного случая убийства немцев и венгров после окончания войны.
Поэтому нельзя отступать от декретов Бенеша. Любое их ослабление создало бы прецедент для начала давления на словенцев и поляков. И, прежде всего, побудило бы другую сторону оказывать еще большее давление для их ослабления. Реакция Германии и Австрии на недавнюю инициативу председателя правительства Чехии звучала так, что это, мол, 'шаг в нужном направлении'. Иными словами, это не конец процесса ослабления декретов, а только его начало. Любое их ослабление затруднит противостояние дальнейшему давлению за их полную отмену и будет означать возвращение к положению, которое существовало в Центральной Европе в конце 30-х гг.
Отмена декретов Бенеша не укрепила бы мир в Европе, а ослабила бы его.
____________________________________________________________
Перевод: Сергей Черкалин