Ушедший из жизни великий комик Гручо Маркс часто шутил, что он с опаской отнесся бы к любому клубу, правила которого настолько мягки, что позволяют ему стать членом такого клуба. Индия, возможно, и не помнящая эту шутку Маркса, тем не менее, настойчиво добивается от Соединенных Штатов поддержки своего стремления стать постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Хорошо это или плохо, но Индия это место не получит - по крайней мере, в ближайшее время. Соединенные Штаты и Китай, два из пяти постоянных и могущественных властелинов Организации Объединенных Наций, без особого энтузиазма смотрят на перспективу того, чтобы разбавить свой организационный авторитет и мощь принятием новых постоянных членов в СБ. Несмотря на это, Индия быстрыми темпами продолжает мирный процесс своего развития. Что вызывает изумление. Это большая перемена. До недавнего времени Индия в американской внешней политике занимала место более или менее забытой крупной державы.
С момента обретения в 1947 году независимости ее громко провозглашенная политика неприсоединения настроила Вашингтон на неверный лад. Соединенные Штаты в тот длительный период жесткой холодной войны были очень заняты, вербуя в свой лагерь страны в рамках направленной против Москвы кампании под лозунгом 'тот, кто не с нами, тот против нас'.
Кроме того, богатейшее религиозное и историческое наследие Индии, казавшейся иногда одним огромным историческим музеем религиозных святынь и древних памятников, ставило в тупик нетерпеливых американцев, способных за минуту снести любой исторический памятник в любой точке мира, чтобы поставить на его месте 'МакДональдс'.
Несмотря на это, сегодня отношения Индии с Западом быстро улучшаются. Свидетельством этому стал недавний визит индийского премьер-министра Манмохана Сингха в Вашингтон. Скромного индийского руководителя - высокообразованного и уважаемого экономиста - чествовали всеми возможными способами, которые только может изобрести машина Буша для приезжающих в страну глав государств, за исключением, пожалуй, торжественной мессы с барбекю на кроуфордском ранчо (обычно такое мероприятие заготавливают для тех, кто внес свой вклад в дело войны в Ираке).
Радушие Вашингтона не является чем-то новым и неожиданным. Проявлять его начала еще администрация Клинтона, однако внешнеполитическая команда Буша проявляет его с удивительной активностью и настойчивостью. Изменение в политике включает в себя предложение о поставках Индии вооружений, а также о сотрудничестве в рамках индийской программы освоения ядерной энергии в мирных целях. Миллиард людей просто нельзя игнорировать, а Индия, наряду с Китаем, является единственной страной, численность населения которой превышает эту отметку. В этом одна из причин потепления. Другая причина - Китай. Многие американцы просто не знают, окажется эта страна в итоге врагом или другом США. Таким образом, налаживание тесных связей с Индией является своего рода страховкой в политической игре на случай ухудшения отношений с Китаем или ситуации в этой стране.
Однако индийцам не нравится, когда им отводят роль антикитайских пешек в шахматной партии США, точно так же, как Австралии не нравится, когда ее называют заместителем шерифа Америки в Азии, или как японцам не нравится, когда на них смотрят как на услужливых союзников США, с готовностью направляющих своих солдат в войска коалиции в Ираке. Кроме того, наиболее нервозные индийские аналитики частенько раздражаются по поводу 'американизации в процессе глобализации', как будто наш шумный телеканал MTV и всякие другие штучки способны утопить древнюю культуру Индии.
Присутствие в Индии таких опасений является скорее реакцией на те высокие темпы, с которыми эта страна открывается навстречу Америке и ее союзникам. Реальной возможности они собой не представляют. Президент Буш уже принял приглашение Сингха совершить поездку в Индию. В апреле Дзюнъитиро Коидзуми нанес визит в Индию: это был первый за долгое время визит японского премьера в данную страну.
Соединенным Штатам хотелось бы держать Китай в ежовых рукавицах, однако умные и тщательно выверенные дипломатические шаги Пекина могли бы объединить Индию, Японию и Китай в каких-то рамках исторического азиатского альянса. Именно таких взглядов придерживался видный деятель японской культуры конца 19-го века Окакура Тэнсин (Какудзо), проповедовавший идею 'единой Азии'. Однако это возвращает нас к вопросу о членстве в Совете Безопасности ООН.
Китай резко выступает против Японии и прохладно относится к Индии. Какое упущение дипломатии! Ведь поддерживая одновременно Нью-Дели и Токио, Пекин мог быть собрать всех под азиатские знамена и таким образом на деле, а не на словах претендовать на лидерство в этом самом густонаселенном и быстро развивающемся регионе.
Иногда у правительства Ху Цзиньтао отсутствует дар предвидения. В этом плане Гручо Маркс мог бы дать конкретный совет Индии, не говоря уже о Японии: если в Совете Безопасности такие постоянные члены, стоит ли туда вступать?
Профессор Том Плэйт, член Тихоокеанского совета по международной политике, ветеран американской журналистики, работавшим на руководящих должностях в 'TIME', CBS, 'The Los Angeles Times' и 'Newsday'.