Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президент Путин на пороге 'горячей осени'?

В России оппозиция ждет свежего ветра. Но у расколотых и враждующих партий шансов нет

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
России предстоит 'горячая политическая осень'. Во всяком случае, такими предвещаниями заполнены российские СМИ вот уже многие недели, а порой и месяцы. Прокоммунистические комментарии звучат обнадеживающе, либералы тоже уже видят нарождающуюся зарю, другие же предупреждают об ужасных последствиях переворота, в то время как представители правящих кругов эту 'опасность' вообще игнорируют

России предстоит 'горячая политическая осень'. Во всяком случае, такими прогнозами заполнены российские СМИ вот уже многие недели, а порой и месяцы. Прокоммунистические комментарии звучат обнадеживающе, либералы тоже уже видят нарождающуюся зарю, другие же предупреждают об ужасных последствиях переворота, в то время как представители правящих кругов эту 'опасность' вообще игнорируют.

Имеют ли под собой почву эти ожидания? Коренное изменение внутренней ситуации в России окажет сильное влияние на Германию и Европу. Возврат назад к плановому хозяйству и диктатуре государства, как это сейчас практикуется при президенте Лукашенко в Белоруссии, приведет к значительным нарушениям в мировой политике. Поэтому необходимо внимательно следить за внутренними процессами нашего восточного соседа, а не ограничиваться только нарушением прав человека в Чечне и ущемлениями свободы прессы.

Шок от 'оранжевой революции' на Украине в России еще не прошел. Связи с этой страной у России давние, и не только в политической и экономической сфере, но и в эмоциональном плане они чрезвычайно сильны. Очень распространены 'смешанные браки' между россиянами и украинцами, на основе которых существуют и тесные родственные узы. Однако то, что произошло прошлой осенью на Украине, в России вызвало, прежде всего, страх перед 'оранжевой бациллой'. Пока этот страх, кажется, необоснованным. 'Предреволюционного настроения', как характеризовал его Ленин, не наблюдается, поскольку им не охвачены народные массы. На это еще надеялась оппозиция, когда полгода назад тысячи пенсионеров вышли на улицы, протестуя против намеченной социальной реформы. Но все успокоилось. Президент Путин на заседании Государственного совета открыто признал ошибки, а затем по возможности исправил их. И теперь пенсионеры, хотя еще и недовольны своими небольшими доходами, но сидят по домам.

С другой стороны, политические волнения действительно существуют. Но причины их совсем иного рода. 'Литературная газета' видит их в противоречиях между бюрократами в президентской администрации. Те, кто контролирует государственные финансы, считает газета, находятся в оппозиции к прозападным рыночникам, целью которых является максимальное личное обогащение и переправка своего богатства за границу. Обе группы собирают 'под свои знамена', 'не считаясь ни с какими нравственными принципами', сторонников, в основном из числа юристов, менеджеров и всякого рода советников. Только если удастся примирить обе эти стороны, можно будет предотвратить осенний 'взрыв', - подводит итог еженедельная газета.

В'Аргументах и фактах', напротив, Игорь Бунин из Центра политических технологий отрицает наличие таких противоречий в окружении президента, который стремится к балансу сил в своей администрации и не предпринимает никаких лишних кадровых перестановок.

Однако при всем этом заметно отсутствие оппозиции в парламенте. Во время последних выборов в Думу в декабре 2003 г. прокремлевская партия 'Единая Россия' получила абсолютное большинство. С этого момента коммунисты имеют только небольшую фракцию, а либералы вообще сошли с дистанции. Остались лишь мелкие партийные объединения левых патриотов. Любой законопроект без всяких проблем принимается парламентом.

Правительство, поначалу радовавшееся такому положению, постепенно начинает понимать, что для эффективного парламентаризма оппозиция необходима. Снова возродить ее оказалось делом сложным. Уже во время последних выборов либералы не преодолели пятипроцентного барьера, потому что не хотели объединяться в одном блоке.

В начале июля 'Союз правых сил' предпринял еще одну попытку. В открытом письме лидеру 'Яблока' Владимиру Явлинскому (Wladimir Jawlinskij) Никита Белых, председатель политсовета СПС, пытался доказать, что еще совсем не поздно до парламентских выборов 2007 г. объединить либеральные силы, чтобы повернуть Россию на путь демократии. Постоянная критика правительства, сама по себе, ничего не может изменить, - считает Белых. Она только 'развлекает' бюрократов, потому что обе партии не в состоянии преодолеть свои разногласия. Он предлагает как можно скорее составить общие списки кандидатов, которые будут действительны на предстоящих выборах в регионах, прежде всего на выборах в московскую городскую администрацию.

Первый ответ пришел от депутата Думы Владимира Рыжкова. Он считает, что только третья партия может разрубить 'гордиев узел', образовавшийся между СПС и 'Яблоком', объединить демократические силы и наладить сотрудничество с левыми силами. Это предложение заместитель Явлинского Сергей Митрохин назвал 'глупостью' и 'бредом'. Но при таких условиях демократические партии ожидает новый провал.

Только что принятые новые законы о выборах допускают участие в выборах только партии и никакие 'движения' или 'союзы'. Партии же, в свою очередь, должны собрать 50 000 подписей из всех регионов страны. Пятипроцентный барьер становится семипроцентным, а выборы будут проходить только по партийным спискам: одномандатные округа упраздняются. Таким образом, мелкие партии типа 'Партии любителей пива' и им подобные вообще не будут иметь возможности принять участие в выборах.

Но и разрозненные демократы тоже, видимо, в новых условиях обречены на провал. В довершении ко всему и думская фракция 'Родина', блок левых 'патриотических' партий, раскололась. Политические наблюдатели видят в этом конец парламентской оппозиции. С такой расколотой и враждующей между собой оппозицией думать о революционных настроениях не приходится.

А молодежь, обычно выразитель оппозиционных требований, ведет себя инертно. И хотя образовались различные объединения, как например 'Анархисты Питера', требующие 'Свободу народу - смерть империалистам' и желающие распустить правительство и не избирать никакого нового. Но отклика среди большинства молодежи это не находит: она предпочитает профессиональную карьеру, тем более что программы многих партий ей кажутся весьма путанными. Однако важно одно: современная молодежь в России решительно отвергает насилие.

А президент? Его позиции практически несокрушимы. Даже в среде сторонников 'Яблока' считают, что при всей критике правительства нельзя трогать Путина, иначе все развалится. Оппозиция ничего так не боится, как дестабилизации в стране, хаоса, в котором могут погибнуть хотя и незначительные, но все же уже достигнутые успехи.

Борьба пока ведется в инстанциях и средствах массовой информации. Однако воздействия на массы она не оказывает. Кроме пары подростков, для которых главным является похулиганить, никто не выходит протестовать на улицы, Но осень ведь пока еще не наступила. Остается только ждать, сумеют ли 'оранжевые силы' разжечь свои революционные идеи и в России.