Киев, Украина, 23 июля 2005 года (AP). Более тысячелетия назад один славянский князь загнал своих подданных в протекающую через украинскую столицу реку Днепр, чтобы окрестить их в свою новоприобретенную веру. И вот теперь влиятельная Русская Православная Церковь (РПЦ), которая появилась в результате этого крещения, утрачивает контроль над своим украинским местом рождения.
Вырвавшись из-под политического господства России в результате прошлогодней Оранжевой революции, многие украинцы теперь обращают свои националистические порывы в сторону религии и при молчаливой поддержке своего президента Виктора Ющенко пытаются создать независимую Украинскую Православную Церковь (УПЦ) - ровню РПЦ, а не ее дочь.
Для РПЦ утрата этой страны с 48-миллионным, преимущественно православным населением стала бы сокрушительным ударом, в результате которого существенно сократились бы как общая численность ее паствы, так и ее мировое влияние. Это могло бы привести к нарушению одной из старейших связей между двумя соседними странами, нанеся тем самым еще один удар по попыткам Кремля сохранить свое влияние в бывших советских республиках.
"Россия это понимает и отчаянно пытается сохранить под своим контролем украинских православных христиан. Если она их потеряет, у Москвы не останется никакой надежды когда-либо вернуть Украину в лоно возрожденной Российской империи", - говорит Патриарх Филарет, глава отколовшегося Киевского патриархата.
Раскол уже стал реальным: после краха советской системы на Украине оформились две самостоятельные ветви православной церкви. Сегодня они толкуют об объединении, в результате чего образовалась бы новая сильная независимая церковь, в которую вошли бы почти 4700 приходов и 3400 священников. Хотя прихожан в Киевском патриархате значительно меньше, чем в Московском патриархате (так здесь, на Украине, называют РПЦ), его размеры могли бы побудить верховного духовного лидера 200 миллионов православных христиан всего мира Патриарха Бартоломея (Bartholomew) к признанию новой церкви.
Это стало бы важным подтверждением легитимности, что, как считает Филарет, могло бы подтолкнуть многих священников и приходы переметнуться на другую сторону.
Потеря Украины стоила бы РПЦ не только прихожан, но также и ценной церковной собственности, включая и некоторые из самых почитаемых мест РПЦ. Старейший и самый священный монастырь "Киево-Печерская Лавра" остается под контролем Московского патриархата. Но расположенный в излучине реки Днепр величественный Выдубицкий монастырь, основанный в честь проведенного в 988 году нашей эры по указанию князя Владимира массового крещения народа в православную веру, находится в руках отколовшейся церкви.
В православных странах национальная идентичность нередко формируется в равной мере государством и церковью, давая священнослужителям сильный голос в обществе. Влияние церкви начало расти после распада Советского Союза и конца коммунистического мировоззрения, которое было враждебно религиозной свободе.
Связи Украины с Россией значительно старше коммунизма: они были установлены в 1654 году, когда один украинский казачий атаман подписал договор о союзе с Россией, в результате чего на Украине стало постепенно усиливаться политическое, религиозное и культурное господство России, сохраняющееся по сей день.
РПЦ боролась за единство украинского и русского народов. Критики говорят, что этого удалось добиться - особенно в коммунистические времена - за счет идентичности самой Украины. "Церковь - авангард российского влияния на Украине", - сказал аналитик религиозных проблем Украинской Национальной Академии Наук Иван Дзюба.
Украина возобновила попытки создать независимую православную церковь вскоре после распада в 1991 году Советского Союза. Но РПЦ противилась этому, в результате чего на Украине, в конечном итоге, образовались три самостоятельные украинские церкви: Московский патриархат, отколовшийся от него Киевский патриархат и отпочковавшаяся от последнего Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ).
Московская и Киевская церкви являются господствующими и почти не отличаются друг от друга с точки зрения литургии. Нередко бывает, что украинцы венчаются в одной церкви, а своего ребенка крестят в другой. Согласно опросам общественного мнения, украинцы не причисляют себя ни к Московской, ни к Киевской патриархии, а просто считают себя православными христианами.
Выбор зачастую бывает в большей мере политическим, нежели духовным.
Жаждущие независимости
"Разумеется, наши связи с Россией очень сильны. Мы все славяне, а Россия всегда была главной славянской страной, но Украина отделилась, так почему бы нашей церкви тоже не наслаждаться этой самостоятельностью?" - сказала 57-летняя Нина Венгар, вынырнув из одной из прохладных, освещаемых свечами церквей, которые образуют комплекс Выдубицкого монастыря.
Первый постсоветский президент Украины Леонид Кравчук был умеренным националистом и поддерживал отколовшуюся церковь. Его преемник Леонид Кучма, политической базой которого была русскоговорящая Восточная Украина, снова стал оказывать государственную поддержку Московскому патриархату.
Ющенко, победитель прошлогодних бурных выборов, сказал, что не станет вмешиваться в дела церкви, но он также подчеркнул, что украинцы стремятся к независимой единой национальной церкви.
Что касается нового украинского правительства, которое использует казацкие символы для укрепления украинской идентичности, нужда в независимой церкви тоже подстегивается политическими мотивами. Во время прошлогодней кампании по выборам президента церковные руководители настаивали на том, что не вмешиваются в политику, однако священники и монахи из Московского патриархата регулярно маршировали по улицам Киева, высоко поднимая иконы и кресты в поддержку российского кандидата Виктора Януковича.
А Филарета и священников из его отколовшейся церкви частенько можно было видеть на трибунах благословляющими народ на митингах в поддержку Ющенко.
Московский патриархат настоятельно утверждает, что тоже хочет, чтобы УПЦ была "равной сестрой в семье православных церквей, но мы идем к этому по каноническому пути", как заявил агентству "The Associated Press" ее глава, митрополит Владимир, отвечая на вопросы в письменном виде.
Однако влиятельный Предстоятель РПЦ Алексий II не демонстрирует никаких признаков того, что готов пойти на ослабление своего влияния на Украине.
Отколовшиеся церкви надеются его к этому принудить. Киевский патриархат и УАПЦ в мае с.г. договорились начать переговоры об объединении. Следующим шагом станет получение официального признания от Патриарха Константинопольского Бартоломея.
В марте с.г. архиепископ Всеволод Украинской Православной Церкви США объявил, что в соответствии с каноническим законом Московский патриархат обладает юрисдикцией только над той территорией, которую он считал своей до 1686 года - Украина в нее тогда еще не входила.
Всеволод сказал, что он излагает позицию "Матери всех церквей" в Константинополе. Но Алексий II на это ответил, что передел границ юрисдикции может дестабилизировать весь православный мир. "Такой пересмотр может отразиться не только на России, но также практически на любой местной церкви и может породить множество конфликтов", - сказал Алексий II.
И тогда их стало три
В бывшей советской республике Украина действуют три основные ветви православной церкви:
- Московский патриархат Украинской Православной Церкви находится под владычеством Русской Православной Церкви и признан Патриархом Бартоломеем I, верховным духовным лидером 200-миллионных православных христиан всего мира. Этот патриархат является крупнейшим на Украине, имеет 36 епархий, 10689 приходов и 8936 священников.
- Киевский патриархат Украинской Православной Церкви является отколовшейся ветвью и стремится к официальному признанию в качестве независимой Украинской Православной Церкви. Он имеет 31 епархию, 3523 прихода и 2693 священника.
- Украинская Автокефальная Православная Церковь - еще одна отколовшаяся ветвь, которая недавно начала процесс своего воссоединения с Киевским патриархатом. Она имеет 12 епархий, 1175 приходов и 702 священника.
Украинская Православная Церковь США тоже признана Бартоломеем. Один из ее руководителей недавно высказался в пользу признания независимой Украинской Православной Церкви.
Источник: данные Украинского статистического комитета по состоянию на 1 января 2005 года.