Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Скорбная судьба литовского дрозда

Скорбная судьба литовского дрозда picture
Скорбная судьба литовского дрозда picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После того, как мы узнали о результатах референдума по Конституции Европейского Союза во Франции, с друзьями отпраздновали победу. Решение граждан Франции - одно из эпохальных событий. Оно сохранило и усилило надежду на то, что в современном мире нации еще могут развивать свою самобытность. Ибо до сих пор все это шло без тормозов и с угрозами, что посредством так называемой глобализации с поверхности Земли будет стерта большая часть наций и останется лишь несколько самых крупных и самых сильных.

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Андрей Синельников, за что мы ему крайне признательны

____________________________________________________________

Ромуалдас Озолас (Romualdas Ozolas), когда-то один из популярнейших деятелей Саюдиса (Литовское движение за перестройку - прим. пер.) и политиков Литвы, сегодня - убежденный евроскептик, сравнивающий национальную политику Европы с политикой Советского Союза по отношению к оккупированным народам.

Об этом Озолас сегодня говорит так же горячо и убежденно, как и о стремлении Литвы к независимости в 1988 г. Он полагает, что вступление Литвы в Европейский Союз было ошибкой, которая грозит всему литовскому народу потерей национального идентитета.

- Что, по Вашей оценке, в последнее время происходит в Европейском Союзе и как в этом контексте выглядит Литва, Сейм которой утвердил Конституцию Европейского Союза?

- После того, как мы узнали о результатах референдума по Конституции Европейского Союза во Франции, с друзьями отпраздновали победу. Решение граждан Франции - одно из эпохальных событий. Оно сохранило и усилило надежду на то, что в современном мире нации еще могут развивать свою самобытность. Ибо до сих пор все это шло без тормозов и с угрозами, что посредством так называемой глобализации с поверхности Земли будет стерта большая часть наций и останется лишь несколько самых крупных и самых сильных.

- Но причем здесь Конституция Европейского Союза?

- В ней была предпринята попытка узаконить европейцев как нацию в географических границах Европы. Для меня это абсолютно неприемлемо, так как этот процесс предусматривает уничтожение литовской, латышской, эстонской, словенской, словацкой и других малочисленных наций и их превращение в европидов (так в тексте - прим. пер.).

Однако те же самые французы - ведь это один из крупнейших европейских народов...

- Я слышал, что французы голосовали против Конституции в том числе и потому, что не хотели отказаться от созданного ими социального благополучия. На первый взгляд, эта реакция очень далека от того, о чем я говорю. Однако, подчеркну - они не хотят отказаться от созданной своими руками системы и не хотят никакой унифицированной модели в Евросоюзе в целом.

- Вы так выражаетесь - "европейцы", "европиды", будто стараясь внести в смысл этих слов некоторую язвительность...

- Европеец для меня - ровно то же самое, что и бывший советский человек или "homo sovieticus", когда и литовцы, и казахи, и чукчи были советскими, хотя это была абсолютная чушь.

- В этом смысле вы не видите никакой разницы?

- И то, и другое есть зло. В советские времена, в контексте всех советских язв, до определенного предела можно было развивать и сохранять национальную автономию; видать, по-настоящему полная русификация должна была начаться только в 1987 году. В Европе в этом смысле все гораздо хуже. Будучи в Европе, даже не ощущаешь процесса собственной ассимиляции. Хотя Конституция Европы и говорит о сохранении национальных идентитетов, однако на самом деле они уничтожаются финансовыми и прочими средствами.

- Чем вы можете обосновать это свое утверждение?

- Наиболее очевидный пример в настоящее время - право международных корпораций на национальных территориях насаждать свои названия на языке оригинала. Все поднебесье Вильнюса уже сейчас английское (имеются ввиду неоновые рекламы межнациональных корпораций на самых высоких зданиях города - прим. пер.). Две трети английских названий уже спустились до первого этажа на столичном проспекте Гедимина и в Старом городе. Предлагаю вспомнить, а были бы мы довольны, если бы неоновые рекламы в наших городах в советское время светились бы по-русски? Дело в том, что приходящий к нам капитал даже это условие выставил, как неоспариваемое. Вопрос о языке, в моем представлении, самый чувствительный и наиболее ранимый.

- Однако вряд ли сохранение национального идентитета в Европейском Союзе - лишь декларация. Ведь есть множество программ финансирования, которые как раз и предназначены для развития национальных идентитетов...

- Из европейских культурных программ финансируются лишь те, которые стимулируют интеграцию Евросоюза, а также мышление и поведение "европида". Что уж тут говорить о массовой англоязычной культуре, которая впаривается молодежи через "попсу" и со временем становится нормой.

- А не наоборот ли? Европейский Союз выделяет средства, даже требует, чтобы определенная часть культурной продукции была бы европейской. Пусть даже искусственно, но чтобы ее было бы больше чем, скажем, американской

- Очевиднейший факт - Евровидение. Помните ли, что произошло с прекрасной литовской песней "Дрозд", которую исполнила в 1999 году Айсте Смилгявичюте? Это была отличная песня, исполнялась не только по-литовски, но она была и преисполнена национальной музыкальной речью. Фиаско! Европе не нужна никакая национальная речь. Все должно соответствовать европейскому языку - "попсе". Вот европейский культурный стандарт, которому уделяется достаточно как внимания, так и денег.

- Однако вряд ли мы можем сравнивать развитие Евросоюза с коммунистической оккупацией. Все же мы вступили в ЕС добровольно, даже переживали, что нас так долго туда не принимают...

- Совсем недавно мне попалась довольно интересная теория о том, что с последнего десятилетия прошлого века лидеры крупных стран Европы сориентировались, что в противостоянии с Россией они могут обрести внезапное преимущество, проглотив освободившиеся от ига коммунизма народы. Всемирный банк и Международный валютный фонд посредством своих условий финансирования уничтожили национальные хозяйства стран Восточной Европы и создали возможности для их, включая и литовскую экономику, захвата западным капиталом. При этом весь процесс должен был бы закончиться политическим и юридическим оформлением под названием "Конституция Европейского союза", которая должна была узаконить у нас господство этого Союза.

- Правильно ли я понимаю ваше беспокойство из-за того, что Европейский Союз, по вашему мнению, не обеспечивает [защиты от]* экспансионизма больших европейских народов по отношению к малым?

- В моем представлении, Европейский Союз создан для того, чтобы его институты решили бы проблемы передачи периферий континента (таких, как Литва. - R.O.) тем "великим"... Хоть эту цель все и скрывают, однако, по моему мнению, она существует.

- А вам самому такое ваше утверждение не кажется слишком декларативным?

- Вовсе нет. Я вижу определенный экспансионизм в действиях Польши на территориях Белоруссии, Украины и, естественно, Литвы, где Польша когда-то доминировала. Однако, очевиднейший пример - серьезно обсуждаемое некоторыми немецкими организациями предложение воссоздать в рамках Европейского Союза регион Пруссии**. Это показывает, что все-таки стоит об этом думать немного

по-другому, нежели думает наша официальная власть и официальная оппозиция... На их месте, я прежде всего попытался бы глубже поинтересоваться и оценить, какие соглашения сейчас готовятся между Москвой и Берлином.

- Есть вполне уважаемые европейцы, которые утверждают, что отклонение Конституции Евросоюза обозначает и конец многовекового процветания Европы. Вы согласны с мнением, что Литва вступила в разваливающееся надгосударственное образование?***

- Философ Освальд Шпенглер свое произведение "Закат Европы" написал еще в 18 году прошлого века... В принципе соглашаясь с этим утверждением, можно поспорить, где солнышко - все еще над лесом или уже спряталось. Наиболее чудовищный знак этого процесса - отказ создателей Конституции Европейского Союза включить в нее результаты и наследие европейского христианства. Что бы там ни говорилось, единство Европы основано на христианском измерении.

- А что же сейчас, по вашему мнению, объединяет Европу?

- Настоящие коммунисты Европы - Миттеран (Mitterand), Фишер (Fisher), Шредер (Schroeder) - до сих пор пытались объединять Европу на основе принципа материальной пользы. То есть и дальше позволять европейцам не работать, а использовать каких-нибудь турок, арабов и других. Однако эта политика не имеет будущего. Ведь уже сейчас в Германии - многомиллионная диаспора турок, Голландия не похожа на Голландию, в Париже - сплошные иммигрантские кварталы, куда невозможно зайти. И, что наиболее важно, - не интегрированных иммигрантов, а иммигрантов, которые в закрытых сообществах живут собственной жизнью, которая мало чего общего имеет с Европой. Будет ли так и в Литве?

____________________________________________________________

Примечания переводчика:

* - в тексте этого нет, очевидна ошибка автора/корректора, иначе вопрос противоречит контексту всей статьи. Предлагаю оставить квадратные скобки и то, что между ними, не указывая, что это примечание переводчика.

** - имеется ввиду еврорегион Пруссия в составе Клайпедского края, Калининградской области и отошедшего к Польше после ВМВ юга Восточной Пруссии. Инициированный ХДС запрос об этом даже обсуждался в бундестаге.

*** - по смыслу - вопрос интервьюера, но по формату (без курсива) - риторический вопрос самому себе. Склонен считать, что это все-таки вопрос интервьюера.

____________________________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Андрей Синельников

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей