27 июля 2005 года. Россия и Китай пытаются вернуть себе доминирующую роль в Средней Азии, которую они уступили Соединенным Штатам после событий 11 сентября (2001 года), что является важной поворотной вехой в возобновившейся на среднеазиатских просторах Большой Игре. Хотя на данный момент их неуклюжие попытки выдворить из региона американские военные базы пресечены, до сего времени сдерживавшееся маневрирование с целью приобретения большей силы, влияния и ресурсов в этом невралгическом регионе возобновилось в полную силу. Вполне может быть, что от последнего этапа Большой Игры получат выигрыш малые страны региона, если они смогут ловко столкнуть лбами главных соперников.
Самый последний акт этой игры был разыгран в открытую, когда министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) 25 июля прилетел в Бишкек, чтобы сорвать российско-китайские планы. Киргизский министр обороны Исмаил Исаков, стоя рядом с г-ном Рамсфелдом, заверил его, что американцам не придется поспешно покидать страну. "Присутствие американской базы зависит от обстановки в Афганистане, - сказал г-н Исаков. - Сегодня министр (г-н Рамсфелд) отметил, что ситуация в Афганистане пока еще не нормализовалась".
Первый ход в этой дипломатической шахматной партии был сделан 5 июля с.г., когда российский президент Владимир Путин и его китайский коллега Ху Цзиньтао (Hu Jintao) на встрече с главами четырех среднеазиатских республик в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в столице Казахстана Астана выдвинули беспрецедентное требование о выводе американских войск из этого региона.
В заявлении ШОС говорилось, что, поскольку в Афганистан возвращается стабильность, иностранные войска в Средней Азии больше не нужны.
"Поскольку активная военная фаза антитеррористической операции в Афганистане близится к своему завершению, - говорилось в этом заявлении, - пришло время определиться с конечной датой использования временной инфраструктуры и пребывания (иностранных) военных контингентов на территориях стран - членов ШОС". Выдвинутые 5 июля требования - первые в своем роде для ШОС - по сути, преобразуют эту организацию в крупный союз стран среднеазиатского региона, который прочно удерживают в своих руках Россия и Китай. Этот союз бросает серьезный вызов программе НАТО "Партнерство ради мира" для Средней Азии.
Из более поздних заявлений Москвы, имевших целью оказать давление на среднеазиатские государства с тем, чтобы те приняли срочные меры, явствовало, что Россия готова мириться с все еще исходящей от Афганистана угрозой, лишь бы выпихнуть американцев из Средней Азии. Китай, всегда с подозрением относящийся к размещению американских войск в непосредственной близости от своих границ, желал озвучить свои требования через международную организацию, вместо того чтобы вступать в единоличную схватку с Соединенными Штатами.
Требование ШОС базировалось на шаткой основе утверждения, что сегодня безопасность Афганистана обеспечена, хотя это противоречит стенаниям России по поводу неспособности президента Хамида Карзая (Hamid Karzai) и американских вооруженных сил стабилизировать обстановку в стране и утверждениям, что афганцы дают убежище исламским экстремистам, которых обвиняют в разжигании волнений в Узбекистане и Чечне.
Только лишь за период между 1 марта и 25 июля были убиты 700 человек, что было связано с возрождением движения "Талибан" в момент, когда страна готовится к назначенным на 18 сентября парламентским выборам.
Соединенные Штаты отвергли требование ШОС и заявили, что будут вести переговоры с каждой среднеазиатской республикой в отдельности. Встреча в Бишкеке г-на Рамсфелда была первой. После 11 сентября Соединенные Штаты создали в регионе две крупные базы: первую, условно именуемую К-2 - вблизи города Карши (Ханабад), на юге Узбекистана, а вторую - в международном аэропорту "Манас", в пригороде столицы Киргизстана Бишкек. Обе базы обслуживают американские войска и авиацию, действующие в Афганистане.
В настоящее время в Узбекистане дислоцируются 800 американских военнослужащих, а в Киргизстане - 1000 человек. Франция и НАТО создали авиабазы в Таджикистане, вблизи столицы Душанбе и вблизи города Куляб на юге страны. Россия имеет военные базы и авиабазы в Киргизстане и Таджикистане, но ШОС не выдвигает требования об их закрытии.
Пентагон утверждает, что эти базы важны главным образом для его операций в Афганистане. Но они критически важны также для более амбициозных планов Соединенных Штатов в этом регионе.
Более отдаленные цели Соединенных Штатов включают контроль над поставками нефти из Каспийского бассейна - особенно сейчас, когда введен в эксплуатацию полностью принадлежащий западным компаниям нефтепровод, по которому азербайджанская и казахская нефть транспортируется через Турцию к побережью Средиземного моря. И поэтому г-н Рамсфелд планирует создать в регионе так называемые "лилипэды" (lily-pads - небольшие базы во всем мире, которые могут быть срочно активированы для приема американских войск).
Изменить свою позицию Россию и Китай побудило опасение, что недавние драматические события в Киргизстане и Узбекистане, возможно, усилили влияние Соединенных Штатов в регионе. Весной был смещен давно занимавший свой пост президент Киргизстана Аскар Акаев, на смену которому пришло временное правительство во главе с Курманбеком Бакиевым, выигравшим 10 июля первые в Средней Азии свободные и честные президентские выборы.
И Китай, и Россия поддерживают автократических правителей региона, чтобы помешать новым "сменам режимов" или шагам в направлении большей демократии.
Роль, которую сыграли финансируемые Соединенными Штатами неправительственные организации, а также события в Киргизстане, хотя они далеки от революций в Грузии и на Украине, вызвали гнев России и Китая. Москва в особенности считала, что утрата бывших коммунистических сатрапов в Средней Азии ослабит ее влияние и приведет к власти проамериканских лидеров.
В Узбекистане, однако, Пентагону предстоит решать более трудную задачу. Массовое убийство силами безопасности президента Ислама Каримова демонстрантов в Андижане 13 мая с.г. породило во всем мире возмущение правящим режимом. Убийство примерно 700 невинных людей вызвало широкое осуждение со стороны Соединенных Штатов, Организации Объединенных Наций (ООН) и Европейского союза (ЕС) и породило требование провести независимое расследование этой резни, которое г-н Каримов отказывается удовлетворить. С момента резни в Андижане г-н Каримова настойчиво обхаживают Россия и Китай. Он посетил обе вышеназванные страны и заручился их поддержкой для своей позиции отказа от независимого расследования. Россия, дружба которой с г-ном Каримовым то разгоралась, то затухала, сегодня укрепила отношения, в то время как Китай сумел добиться от Узбекистана концессий на разработку нефти и природного газа.
После саммита ШОС все три среднеазиатские страны, имеющие на своей территории американские базы, обратились к Соединенным Штатам с просьбой пересмотреть соглашения о базах, хотя киргизские лидеры дали понять, что делают это по принуждению России. Вот как пишет об этом председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Ричард Майерс (Richard Myers): "Мне представляется, что две очень крупные державы пытаются запугать некоторые малые страны".
Хотя Узбекистан пока что не согласился на сохранение баз, едва ли он всерьез хочет ухода американцев. Они были очень рады стать партнерами Соединенных Штатов после событий 11 сентября, чтобы получать более весомую американскую помощь, но также решили в определенной мере дистанцироваться от требований России и Китая и попытаться сохранять баланс между всеми тремя главными действующими силами в регионе.
Ни одна из среднеазиатских стран не может себе позволить обозлить Соединенные Штаты до такой степени, как того хочет от них Россия, и все эти страны высоко ценят добрые отношения с Западом. Им не меньше хочется держать Россию на расстоянии. В конечном итоге, они успокоят американцев в отношении соглашений о базах, хотя, быть может, потребуют большей арендной платы. А после им придется умиротворять Россию и Китай, возможно, предоставив России дополнительные права базирования.
Когда г-н Рамсфелд возвратится домой, за ним будет победа в первой стычке в сражении за контроль над Средней Азией, однако вопросы сохранения американских баз и политического влияния в регионе требуют более тесного и постоянного внимания. Великая Игра, которую в свое время вели царская Россия и Британская империя, недавно была возрождена, и ставки в этой игре становятся с каждым годом все выше.