Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Объединенные общей целью

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ходе визита в Москву в начале июля председатель КНР Ху Цзиньтао стремился укрепить 'стратегическое партнерство' между Китаем и Россией, установленное соглашением, которое четыре года назад заключили его предшественник Цзян Цзэминь и российский президент Владимир Путин

В ходе визита в Москву в начале июля председатель КНР Ху Цзиньтао стремился укрепить 'стратегическое партнерство' между Китаем и Россией, установленное соглашением, которое четыре года назад заключили его предшественник Цзян Цзэминь и российский президент Владимир Путин.

Подписанный в Москве в июле 2001 г. 'договор о дружбе' [полное название: Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве - прим. перев.] был своего рода 'пустой шкатулкой': по сути, в нем содержался лишь призыв к 'утверждению нового справедливого и рационального международного порядка' (многополярного), да сетования по поводу американских планов по созданию общенациональной системы ПРО [так в тексте. В самом договоре упоминаний об американских планах нет - прим. перев.]. На этот раз Путин и Ху попытались наполнить эту 'шкатулку' конкретным содержанием: они подписали три коммюнике [так в тексте. В официальных сообщениях российской и китайской сторон о визите Ху Цзиньтао упоминается одно российско-китайское коммюнике, в котором содержатся все положения, перечисляемые автором ниже - прим. перев.] и совместную декларацию 'О международном порядке в 21 веке'.

Три коммюнике и совместная декларация охватывают целый ряд вопросов. В первом коммюнике содержатся стандартные обещания укреплять двусторонние связи в области торговли и инвестиций, взаимодействовать в нефтегазовой сфере - в том числе строительстве трубопроводов - а также призыв придать 'новую жизненную энергию сотрудничеству двух стран в политической, торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и других областях'.

Во втором коммюнике, посвященном региональным и международным проблемам, речь идет о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, о единой позиции сторон относительно безъядерного статуса Корейского полуострова, о необходимости отложить реформу ООН до тех пор, пока соответствующие планы не получат всеобщего одобрения, а также о том, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), ранее известная под названием 'Шанхайская пятерка', 'превратилась в важный фактор построения нового справедливого и рационального международного политического и экономического порядка'.

Впрочем, наиболее конкретный характер с точки зрения стратегического партнерства носит третье коммюнике. Урегулировав в 2004 г. давние пограничные споры, две страны теперь взяли на себя обязательство наращивать сотрудничество и обмены в военной области: первым шагом в этом направлении должны стать масштабные совместные учения, запланированные на этот год. Их целью является повышение боевой выучки двух армий 'в целях эффективного противодействия новым вызовам и угрозам'.

Кроме того, Россия официально заявила о поддержке политики КНР по тайваньскому вопросу, а Китай, в свою очередь - о 'решительной' поддержке борьбы России с сепаратизмом и терроризмом, угрожающим территориальной целостности страны.

Подписанные коммюнике по сути означают укрепление военного альянса между двумя странами, направленного не только на противодействие 'трем силам' - 'терроризму, сепаратизму и экстремизму', но и на продвижение к многополярному миру, что сыграло бы роль противовеса гегемонистским тенденциям в политике Соединенных Штатов. Китай - главный покупатель российских истребителей, ракет, подлодок и эсминцев: цель всех этих закупок - уравновесить военную мощь США в Восточной Азии. Россия помогает Пекину обойти эмбарго на поставки вооружения Китаю, введенное Соединенными Штатами и Евросоюзом.

Одним из проявлений укрепляющегося союза между двумя державами стала поддержка, которую они оказывают ШОС (кроме России и КНР, в состав организации входят Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан). В июле - уже после встречи в Москве - Ху и Путин приняли участие в саммите ШОС в Казахстане: именно они сыграли главную роль в том, что Иран и Индия (по настоянию России), а также Пакистан (по настоянию Китая) были приняты в организацию в качестве наблюдателей. Ху прибыл в Казахстан раньше Путина, и еще до начала встречи подписал с президентом Нурсултаном Назарбаевым соглашение о 'стратегическом партнерстве'. Китай активно вкладывает капиталы в освоение нефтяных и газовых месторождений этой страны, и строит там нефтепровод, который уже в этом году планируется соединить с китайской трубопроводной системой.

Россия и Китай твердо поддерживают репрессивные режимы в четырех бывших российских колониях, входящих в состав ШОС. Ху и Путин поздравили президента Ислама Каримова с жестоким подавлением недавних демонстраций в Узбекистане.

Москва и Пекин надеются, что у ШОС появится военная составляющая, призванная не только противодействовать упомянутым 'трем силам', но и служить противовесом растущему присутствию и влиянию США в Центральной Азии. В настоящее время американцы уже создали военные базы в Узбекистане и Кыргызстане; кроме того, США подписали с двумя другими 'станами' соглашения об использовании военных аэродромов на их территории.

Интересным геополитическим ходом стало предоставление Ирану, Индии и Пакистану статуса наблюдателей в рамках ШОС. Нетрудно понять, почему Россия поддерживает вступление в организацию Ирана и Индии. Иран является для России важным плацдармом на Ближнем Востоке, а Индию Путин в своей прошлогодней инаугурационной речи назвал в качестве одного из четырех стратегических партнеров Москвы - наряду с Китаем, Японией и США. Индия - давний приверженец и клиент Москвы, надежный покупатель российских вооружений.

Китай также выступил за присоединение Индии к ШОС в качестве наблюдателя - перед саммитом Ху лично приветствовал в столице Казахстана индийского министра иностранных дел Натвара Сингха (Natwar Singh), выразив надежду, что ШОС может превратиться в 'новую площадку для укрепления двустороннего сотрудничества (Китая) с Индией'.

Пекин и Москва в равной мере стремятся нейтрализовать шаги США по развитию стратегического партнерства с Индией на основе недавно заключенного 'рамочного стратегического соглашения в области обороны' сроком на 10 лет. Некоторые расценивают это соглашение как попытку подключить Индию к американской политике 'сдерживания' в отношении Китая, однако премьер-министр Индии заявил об отсутствии у его страны подобных намерений.

В декларации по итогам саммита ШОС в Казахстане отмечалось, что пришло время для вывода американских войск из Центральной Азии. Конкретные сроки в ней не устанавливаются, однако из прозвучавших в этой связи намеков явствует, что такой вывод можно было бы реально осуществить в течение 18 месяцев. Этот саммит стал первой встречей в рамках ШОС, на которой присутствовали наблюдатели от Индии, Пакистана и Ирана. Они не сделали никаких попыток дистанцироваться от положений декларации.

Сразу после возвращения узбекского президента с саммита Ташкент выступил с заявлением, где содержалась негативная оценка деятельности американцев на используемой ими авиабазе, и повторялся пункт декларации ШОС о том, что США пора выводить свои войска.

В первом выступлении после избрания президентом новый лидер Кыргызстана Курманбек Бакиев также призвал США вывести войска из Центральной Азии, однако впоследствии, после переговоров с Вашингтоном, сделал оговорку о том, что это может произойти лишь после завершения операций в Афганистане.

Несмотря на наметившееся сближение между Китаем и Индией, главным партнером Пекина в военной сфере остается Пакистан. Хотя недавно Китай признал суверенитет Индии над Сиккимом [княжеством в Гималаях, которое Индия аннексировала в 1975 г. - прим. пер.], он не соглашается вернуть ей район Аксай-Чин в Кашмире, аннексированный Пекином после его оккупации китайскими и пакистанскими войсками в ходе китайско-индийской войны 1962 г. В качестве противовеса присоединению Индии к ШОС Китай настоял на предоставлении Пакистану аналогичного статуса наблюдателя при этой организации.

Означает ли все это решительный шаг в направлении нового 'справедливого и рационального' многополярного мирового порядка, к которому стремятся Россия и Китай? Смогут ли новые альянсы и связи между азиатскими странами и Россией уравновесить, или даже 'перевесить' растущее влияние США в Восточной, Южной и Центральной Азии? Ответ на эти вопросы пока неясен: давайте сначала подождем, когда 'уляжется пыль' от последних геополитических демаршей.

После распространения декларации ШОС госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила, что Америка не собирается выводить войска из Центральной Азии. Однако, что бы ни думали по этому поводу в Вашингтоне, российско-китайский альянс несомненно вышел на новый уровень и превратился в силу, с которой нельзя не считаться. Столь же очевидно, что Индия превращается в крупного игрока на мировой арене, а значение Японии и Пакистана в международной политике снизилось.

Эволюцию мирового устройства в ближайшие годы будут определять США, Китай, Индия, и, возможно, Россия. Остается лишь подождать и увидеть, приведет ли на деле путь, который они прокладывают, приведет к созданию более справедливого и рационального международного порядка.

Дэвид Уолл - научный сотрудник Chatham House (британского Королевского института международных отношений)