Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Медийный и потребительский рынок в стране 'Правды'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Медийный и потребительский рынок в стране 'Правды' Сколько лет я ждал этой возможности - привести старый русский анекдот о прессе в подходящем контексте! В прежние времена - времена Иосифа Сталина, Никиты Хрущева, коммунизма и государственного контроля над жизнью этой огромной страны - в России выходили две газеты: 'Правда' и 'Известия'. Так вот, о них сочинили такую шутку: в 'Известиях' нет правды, а в 'Правде' нет известий. Неплохо, да?

Медийный и потребительский рынок в стране 'Правды'

Сколько лет я ждал этой возможности - привести старый русский анекдот о прессе в подходящем контексте! В прежние времена - времена Иосифа Сталина, Никиты Хрущева, коммунизма и государственного контроля над жизнью этой огромной страны - в России выходили две газеты: 'Правда' и 'Известия'. Так вот, о них сочинили такую шутку: в 'Известиях' нет правды, а в 'Правде' нет известий. Неплохо, да?

Сегодня в новой России число ежедневных газет и еженедельников, выставленных в любом киоске, переваливает за 30: вот вам классический пример того, как предприимчивые люди заполняют искусственно создававшийся вакуум. Что касается доли правды в известиях, которые они публикуют - тут, увы, я вам не советчик, потому что ни черта в них не могу понять. В принципе, кириллица поддается 'расшифровке', если, конечно, очень постараться, и многие слова по-русски звучат так же, как по-английски, но для простого неотесанного австралийца содержание российских газет - тайна за семью печатями.

Возможно, именно поэтому большинство западных дипломатов, журналистов и бизнесменов прибегают к помощи специальной службы, которая дважды в день присылает им по факсу английские переводы статей местных газет. Там объясняется, к примеру, почему Кремль хочет взять под контроль производство алкоголя (в стране слишком много пьют), или какие перспективы развернутся перед Россией в рамках евразийского альянса против американской гегемонии (последнюю статью я прочел, но в перспективах так и не разобрался: кое-какие аспекты российской жизни никогда не меняются).

Все это изобилие новых газет появилось после крушения коммунизма в 1991 г.: они принадлежат бизнесменам или корпорациям, продвигающим собственные интересы и уверенным, что именно их точка зрения сможет прорваться сквозь общий гул и повлиять на ситуацию в стране. Кем бы ни были эти владельцы - нефтяными магнатами, или, возможно, даже представителями вездесущей русской мафии - они тем не менее следуют великой традиции российской печати: газета - это трибуна, позволяющая высказать свое мнение.

Публицистика всегда занимала основное место в российских СМИ, даже в славные времена 'Правды' и 'Известий', чьи страницы заполняли километры серых статей, выражающих точку зрения властей - и ничью другую.

Впрочем, два московских таблоида выходят на английском языке - это 'Moscow Times', принадлежащая американским владельцам и пользующаяся услугами службы новостей 'New York Times', а также 'Moscow News' (она принадлежит российским собственникам).

Передовицы 'Moscow Times' - довольно нудное чтение: они, как правило, посвящены запутанным отношениям России со странами 'ближнего зарубежья' - 14 государствами, которые прежде находились под властью Кремля в качестве союзных республик бывшего СССР. Впрочем, одна статья привлекла мое внимание: в ней говорилось о том, что российское правительство одобрило ассигнования в объеме 3,25 миллиардов долларов на утилизацию вооружений и техники времен Холодной войны - 500 межконтинентальных баллистических ракет, 40 стратегических бомбардировщиков, 1000 самолетов и вертолетов, 84 атомных подлодок, 30000 зенитных и 50000 крылатых ракет, 6000 танков и 5 миллиардов единиц обычных боеприпасов. Остается только надеяться, что ни один смекалистый террорист не догадается заглянуть в эту газету.

В воскресном 32-страничном выпуске 'Moscow Times' несколько полос отведены под объявления: среди прочего, там имеется и подраздел 'эскорт-услуги' (читай, услуги проституток) - прямо как в старой доброй 'Мельбурнской правде' 'Melbourne' [вероятно, речь идет о газете 'Melbourne Herald' - прим. перев.] (когда-то я был ее совладельцем).

В 'Moscow News' объявления не печатаются; на ней даже не проставлена минимальная розничная цена, так что вообще непонятно, за счет чего газета существует. По содержанию она выглядит не столь солидно, но читается интереснее. Так, именно из этой газеты я узнал о том, что группа работающих в Москве американских журналистов - из 'Forbes', 'Fortune', 'Bloomberg' и 'Vanity Fair' - решила общими усилиями провести независимое расследование убийства редактора русского издания 'Forbes' Пола Хлебникова: год назад он был застрелен возле собственной редакции. Под прицел группы угодили несколько подозреваемых, в том числе богачи, недовольные тем, что попали в список российских миллиардеров, впервые опубликованный 'Forbes', и один чеченский полевой командир, о котором Хлебников написал книгу.

В России журналистов, увы, убивают гораздо чаще, чем в наших палестинах. Однако Кремль предпочитает другие способы влияния на прессу. Администрации президента Владимира Путина, как и властям любой страны, небезразлично, каким образом ее деятельность и решения освещаются в СМИ. Если ее начинают раздражать постоянные антиправительственные выпады - особенно со стороны российских телеканалов - она оказывает давление на владельцев, чтобы те заменили редакторов на более покладистых. За последние годы Путину удалось добиться того, что к руководству медийных компаний пришли более дружественные Кремлю менеджеры.

Впрочем, это не похоже на прежний тотальный государственный контроль. Речь идет скорее о 'точечном' влиянии государства, направленном исключительно на российские СМИ, Передачи международных информационных корпораций, например, CNN, BBC World Service и множества других спутниковых каналов, в России принимаются без помех, однако англоговорящая аудитория настолько мала, что это не вызывает у властей ни малейшей озабоченности.

Самая поразительная черта сегодняшней Москвы, по крайней мере для человека, у которого не было повода обновить свои представления о России со времен падения Берлинской стены, - это повсеместный потребительский бум. Здесь представлены все брэнды мира, в том числе и один австралийский.

Когда-то наш знаменитый предприниматель Джон Эллиот (John Elliot), 'раскрутивший' пиво 'Fosters' по всему миру, пообещал наладить в России производство австралийских пирогов с мясом, но его внимание отвлекли более насущные заботы [вероятно, автор намекает на финансовый скандал, в результате которого Эллиоту было временно запрещено управлять компаниями - прим. перев.]. Как показала недавно проведенная в Москве австралийская торговая выставка, многие наши компании могли бы найти свою 'нишу' на здешнем рынке: главное - подобрать российского партнера и хорошего адвоката.

Пока же единственная австралийская фирма, чье зримое присутствие я обнаружил на московских улицах - это компания 'News Outdoor', специализирующаяся на наружной рекламе: она является филиалом 'News Corporation' (последней принадлежит издательство 'News Limited', выпускающее 'Australian'). Ее логотип можно заметить на множестве биллбордов: электронных табло, щитах, и, главное, массивном заборе, которым огорожено место, где раньше стояла гостиница 'Москва', построенная Сталиным в 1938 г. Среди клиентов 'News Outdoor' - 'Nokia', 'Panasonic' и 'Rolex', эти символы потребительской революции, охватившей если не всю огромную страну, то, по крайней мере, ее столицу. Вот это ниша так ниша!