10 августа 2005 года. Японские солдаты, пережившие после войны каторжный труд, голод и суровый холод сибирских лагерей, считают, что им повезло, но не рассчитывают на сколько-нибудь существенную денежную компенсацию за свои страдания.
Согласно оценкам, 55 тысяч из общего количества отправленных в Сибирь 600 тысяч японских военнопленных умерли в плену, а те, кому повезло возвратиться домой, во многих случаях были едва живы.
Вместо того чтобы компенсировать их лишения, правительство основало Корпоративный орган управления общественным фондом "За мир и утешение" (Public Foundation for Peace and Consolation Incorporated Administrative Agency), чтобы облегчить им боль и страдания. Серебряные чаши, официальные письма от премьер-министра и 100000 йен были выданы в качестве жеста "утешения" тем, кто за ними обратился.
Но Фумио Киума (Fumio Kyuma), председатель Генерального совета правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), сказал, что пора положить конец давнему утешительному призу.
"Это правда, что (сибирские) военнопленные перенесли несказанные страдания, но это было в советскую эпоху при (Иосифе) Сталине, - сказал Киума. - Нет смысла снова и снова напоминать о боли, которую испытали военнопленные, людям, которые к этому не причастны. . . Шестидесятая годовщина (окончания войны) может стать шансом для нового начинания".
Киума сказал, что его ЛДП планирует представить на рассмотрение теперешней сессии или ожидаемой нынешней осенью внеочередной сессии Дайета (Diet - японский парламент - прим. пер.) законопроект о роспуске этого связанного с правительством фонда.
В 1984 году комиссия в составе ученых и руководителей бизнеса представила правительству доклад по вопросам послевоенного менеджмента, в котором сделан вывод о том, что все необходимые денежные компенсации японскому народу за военные потери уже выплачены.
Однако в докладе говорилось, что, с учетом огромной боли и страданий трех категорий жертв войны, следует создать фонд в память об их невзгодах.
К этим трем категориям были отнесены: (а) не получающие пенсии ветераны войны, которые прослужили в армии менее 12 лет и, следовательно, не имеют права на пенсии; (б) военнопленные, которые после войны содержались в лагерях в Манчжурии и в Сибири; (в) репатрианты, которых принудили оставить за рубежом свою собственность и пожитки.
И тогда в 1988 году был принят закон об общественном фонде "За мир и утешение". В соответствии с этим законом, фонд мира с этого момента принимает активное участие в собирании, сохранении и выставлении на всеобщее обозрение вещей и документов, имеющих касательство к пережившим войну лицам, а также в выдаче памятных подарков не получающим пенсий ветеранам, военнопленным послевоенного периода и репатриантам.
Японцам, возвратившимся из Сибири, раздавали также единовременные денежные пособия в сумме 100000 йен.
В одном из помещений на 31-м этаже небоскреба на улице Синзуку-Вард (Shinjuku Ward) в Токио этот фонд разместил музей и справочную библиотеку в память о страданиях той войны.
В музее воссозданы разнообразные тяготы и лишения, которые пришлось вынести японским военнопленным во время и после войны, выставлены образцы военного обмундирования, статьи из старых газет и список тех, кто умер в Сибири. Все это было призвано продемонстрировать жестокие условия плена.
"Мы хотим, чтобы японский народ познал ценность мирной жизни и сделал так, чтобы трагедии никогда не повторились", - сказал Хироси Кира (Hiroshi Kira) из фонда мира. - Сохраненные вещи и документы будут переданы следующему поколению, чтобы японский народ не забывал о тяготах войны".
Но в июне ЛДП объявила о планах прекращения деятельности фонда мира, который находится под юрисдикцией Министерства общественного управления, внутренних дел, почтовой службы и телекоммуникаций (Public Management, Home Affairs and Posts and Telecommunications Ministry).
"С годами фонд стал местом, где оседают уволенные в отставку правительственные чиновники, чтобы им продолжали платить зарплату, - сказал Киума о практике "amakudari". - Это бесполезная трата денег".
Если данный фонд будет ликвидирован, музей тоже закроется, а экспонаты будут отправлены на хранение в какое-то другое место, возможно, в другой музей или в цифровой архив, сказал Киума.
ЛДП планирует также вернуть правительству половину из оцениваемого в 40 млрд. йен фонда. Остальное будет превращено в дорожные чеки или в сувениры, которые будут раздаваться не получающим пенсий ветеранам, военнопленным послевоенного периода и репатриантам.
Военнопленным послевоенного периода будут выданы дорожные чеки на 100000 йен, которыми сможет воспользоваться только получатель, или сувениры на сумму 80000 йен.
"Денежные выплаты не предусмотрены, потому что представляется неэтичным разбазаривать фонд, который первоначально был задуман как утешение, - сказал Киума. - Дорожные чеки - предпочтительный для нас способ поддержки людей, которые, быть может, захотят снова побывать в Сибири или где-либо еще".
Однако возвратившиеся из Сибири с этим не согласны.
"Мы все очень стары, и нам будет трудно путешествовать, - сказал вернувшийся из сибирского плена Зензо Сузуки (Zenzo Suzuki), который сегодня является президентом национального общества бывших военнопленных и родственников тех, кто умер в плену. - Даже если мы все-таки отправимся в путешествие, нам понадобится помощь других людей, а это будет стоить дополнительных денег. Получать выплаты дорожными чеками просто непрактично".
По условиям совместной японо-советской декларации 1956 года, обе страны не признают право требовать возмещения военного ущерба.
"Да, это несправедливо, что военнопленным не компенсируют их страдания, - сказал Киума. - Но с этим ничего не поделаешь. Правительство решило не выплачивать никаких компенсаций за войну, потому что если оно заплатит кому-либо одному, за ним последует множество других".
Однако невыплата компенсаций за войну является всего лишь одним из многих нерешенных вопросов, касающихся сибирских военнопленных, сказал он.
Термин "лица, удерживаемые в плену в послевоенное время" (postwar detainees) должен быть официально принят Россией, сказал Сузуки, потому что насильственное удержание в плену противоречит Потсдамской декларации 1945 года, которую признали и Япония, и Советский Союз.
"Пока идет война, военнопленные - обычное дело, - сказал этот 83-летний человек, возвратившийся из Сибири. - Но нас удерживали в плену уже после того, как мы сложили оружие, а война была объявлена законченной. Это значит, что мы уже больше не являлись военнопленными. Поэтому нам следовало платить за наш труд (в Сибири)".
В июле японские Либерально-демократическая партия, Социал-демократическая партия и Коммунистическая партия представили в нижнюю палату парламента законопроект, в котором предлагалось выплатить лицам, возвратившимся из Сибири, от 300000 до 2000000 йен в качестве "платы" за их труд.
Сузуки, кроме того, осудил правительство за то, что оно не предприняло попытки точно подсчитать всех военнопленных, находившихся в Сибири, включая и умерших.
Как подозревает Сузуки, нынешняя оценка - согласно которой из Китая в Сибирь были переправлены около 600 тысяч человек, из них 55 тысяч умерли - значительно ниже истинных цифр.
"Правительство может легко выяснить истинные цифры, - сказал Сузуки. - Но оно не хочет этого делать потому, что, если окажется, что они существенно выше, это может вызвать негодование".
Сузуки сказал, что фонд должен продолжать существовать как символ тягот войны, а также для того, чтобы гарантировать, что правительство будет и в дальнейшем пытаться решать текущие проблемы и выдавать компенсации лицам, возвратившимся из Сибири.
"Правительство, вполне возможно, полагает, что все связанные с войной вопросы уже решены, - сказал Сузуки. - Но пока еще этого не сделано. И мы будем продолжать добиваться того, чтобы оно их решило".