Неожиданно радостное настроение уступает место недоумению. Друзья, только что поднимавшие приветственные тосты, вдруг уставились не меня широко раскрытыми глазами. На мгновенье я насторожился. . . Волосы у меня вроде не накладные, так что съехать на бок они не могли, и зубы, несмотря на посещение реактора в Чернобыле, тоже пока родные и сидят крепко. Что же я, господи, снова натворил?
Слабость на водочном фронте
'Что с вами?' - спрашиваю я друзей. 'Это с тобой ЧТО?' - отвечают они. 'Посмотри на свою рюмку и на наши!'. На самом деле: я махом выпил свою рюмку, а у моих друзей в деле алкоголизации никакого прогресса не видно.
Крепкие поцелуи
15 лет назад, когда я впервые приехал в Москву, я с трудом привыкал ко многим русским обычаям. Например, к калорийному гостеприимству, крепким поцелуям при встрече, бесконечной игре в шахматы и гегемонам-бабушкам на скамейках у подъездов. Теперь же, когда я приезжаю на родину, мне нелегко скрыть в себе русскую натуру. Кто приезжает из бывшего Советского Союза в ФРГ, начинает страшно удивляться и должен очень напрягаться, чтобы не сойти за 'осси' из дальней провинции.
Сигнал 'отбой' для автомобильных щеток
Слава богу, что жизнь в России и Германии с 1990 г. стала более схожей, поэтому многих ляпов можно автоматически избежать. Щетки с автомобиля я и в России уже давно не снимаю, когда оставляю машину. Я больше не впадаю в искушение и не наливаю незаметно под столом принесенную водку в стаканы для лимонада, как это было принято после начатой Горбачевым антиалкогольной кампании. С тех пор, как закупки впрок в торговом раю, Москве, стали излишними, в Германии покупки в моей тележке в магазинах не падают через край.
Очки в роговой оправе остались в прошлом
В прошлом остались, видимо, и другие 'засады', которые, несмотря на все мое обрусение так и остались мне чуждыми: прогулки в тренировочных костюмах, сияющие золотые зубы, надутые мужские портфели, толстые цепочки на шее, усы толщиной с руку, очки с толстенной роговой оправой и прически, больше похожие на меховую шапку. Сегодня все это, однако, отличает в Москве приезжего из самой отсталой глубинки.
Мех как государственный герб
Совсем иное дело слабый пол. Благодаря шубам из настоящего меха, идеально сочетающегося с туфлями на высоченных каблуках и короткой юбкой, а также обильным макияжем, россиянки и сегодня вольно или невольно выдают свою государственную принадлежность за пределами родины. Так говорят. Однако вероятно, и это только клише из прошлого.
Испуганная пассажирка
Более вескими и опасными являются различия в культуре в других сферах. Например, на дорогах. При этом они могут быть совсем безобидными, например, когда по московской привычке пешеход в Германии останавливается на 'зебре' и ждет, пока проедут все автомобили. В Германии автомобили этого делать никогда не будут. Если же сам садишься за руль, то прилив адреналина гарантирован - для немецких пассажиров. 'Ты что-нибудь не то съела?' - спросил я сочувственно мою мать, когда та, побледнев, с испуганным лицом вжалась в сиденье машины.
Слалом только на горных лыжах
Ответ ее отразил непонимание, царящее в семье: выяснилось, что моя мама скорость в 100 километров в час в городе не выносит, что слалом она любит, только катаясь в горах на лыжах, а велосипедистов считает равноправными участники дорожного движения, которые иногда даже имеют преимущественное право проезда.
Назойливые фонари
Если я еще могу понять страхи моей матери, когда она едет рядом, а я за рулем, то некоторые другие опасения моих соотечественников кажутся мне несколько преувеличенными. Например, жалобы на слишком яркие фонари на улице, мешающие спать, возмущение о необходимости доплаты сверх страховки за визит к врачу или опасения относительно надежности пенсии немцы выражают с тем же драматизмом, с каким россияне жалуются на отсутствие денег для жизненно важных операций или что их сына посылают в Чечню.
Только никакой галантности
Чрезвычайную осторожность должны проявлять русские в Германии в обхождении с противоположным полом. Наполнить особе женского пола бокал, согласно московской выучке, открыть ей дверь или подать пальто покажется некоторым особо эмансипированным дамам на Западе почти что сексуальным домогательством. В этом случае самой безобидной реакцией будет отповедь: 'Ты думаешь, я не могу это сделать самостоятельно?'
Все относительно
Так русский кавалер в Германии быстро будет обвинен в домогательстве, мужественный собутыльник прослывет алкоголиком, ведущий машину в спортивном стиле - хулиганом за рулем, а модная дама в мехах - экологической преступницей. Путешествие по разным мирам приводит лишь к одному умозаключению. И оно подтверждает теорию Эйнштейна: все в этом мире относительно.
____________________________________________________________
Примечание ИноСМИ.Ru: В настоящее время Борис Райтшустер является гостем нашего пресс-центра. Вопросы ему можно задать здесь.
____________________________________________________________
Избранные сочинения Бориса Райтшустера на ИноСМИ.Ru
'Гитлер' впереди Гете ("Focus", Германия)
Осторожно, Москва! ("Focus", Германия)
Украина после революции: любовь вместо сахара ("Focus", Германия)
Женщины в России: борьба полов ("Focus", Германия)
Становится страшно ("Focus", Германия)
Караул! Где они, настоящие мужчины? ("Focus", Германия)
Небывалый грабеж ("Focus", Германия)
Калининград: "Фатальное отсутствие такта" ("Focus", Германия)
Конец лицемерию: страх Москвы перед Меркель ("Focus", Германия)
Праздник Победы без победителей ("Focus", Германия)
'Крокодил в клозете' ("Focus", Германия)
Следующая остановка - ЗАГС ("Focus", Германия)
Икра вместо гречневой каши ("Focus", Германия)
Будни вдали от Москвы ("Focus", Германия)
Гостеприимство с побочным эффектом ("Focus", Германия)
Немецкий кризис в московском такси не козырь ("Focus", Германия)
Магазины с 'эротическим флером' ("Focus", Германия)