Самый верный способ установить, насколько серьезно то или иное правительство говорит о проведении свободных и честных выборов - это выяснить, как оно относится к журналистам. Азербайджан, где за последние десять лет не раз проводились выборы, которые никак не назовешь свободными и честными, в этом смысле не исключение.
Эта страна, где меньше чем через три месяца - в ноябре - должны состояться парламентские выборы, сегодня оказалась на авансцене борьбы за демократию на постсоветском пространстве. С учетом политического брожения, охватившего Грузию, Украину и Центральную Азию, это предстоящее голосование приобретает особое значение.
Поэтому сегодня самое время задаться вопросом: будут ли ноябрьские выборы в этой стратегически важной, богатой энергоносителями стране хоть чем-то отличаться от предыдущих?
С точки зрения нашего 'барометра' - отношения к прессе - прогноз получается неблагоприятный. Большинство основных признаков, указывающих на независимость прессы, либо проявляются очень слабо, либо вовсе отсутствуют. (Для справки: в своем ежегодном исследовании о свободе печати по всему миру правозащитная организация 'Freedom House' занесла Азербайджан в категорию 'несвободных стран'; такая же оценка содержится и в отчетах других авторитетных организаций).
Власти применяют в отношении прессы широкий набор средств манипулирования и шантажа. К примеру, азербайджанские государственные компании не размещают рекламу в оппозиционных газетах. Частные фирмы, заинтересованные в государственных контрактах, поскольку экономика страны по-прежнему находится под контролем властей, тоже, как правило, благоразумно воздерживаются от публикации рекламы в таких изданиях.
Изданиям, не поддерживающим власти, приходится унижаться перед государственными типографиями. Распространению оппозиционной прессы за пределами Баку власти чинят препоны. В самой же столице незарегистрированные продавцы газет - а именно через них распространяются независимые издания - подвергаются все более жесткому преследованию со стороны правоохранительных органов. Судебная система находится в подчинении у исполнительной власти, и из-за этого журналисты, редакторы и издатели фактически не могут прибегнуть к помощи правосудия.
Кроме того, журналисты подвергаются хулиганским нападениям; можно даже сказать, что их жизнь подвергается опасности. В марте этого года Эльмар Хусейнов, редактор оппозиционного журнала 'Монитор' был застрелен в подъезде собственного дома в Баку. Кто его убил и за что - остается неясным.
Возможно, мы никогда не узнаем всей правды об убийстве оппозиционного журналиста, однако само это дело и характер его расследования можно считать символом ужасающих условий, в которых приходится действовать азербайджанской прессе.
В распространенном 14 июля 2005 г. докладе представителя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы печати Миклоша Харашти (Miklos Haraszti) детально описываются случаи шантажа и гонений в отношении прессы со стороны властей: картина вырисовывается весьма неприглядная.
В своем докладе г-н Харашти справедливо подчеркивает особую роль телевидения. Как отмечает представитель ОБСЕ, 'значение телевидения, которое является главным источником информации для граждан [Азербайджана], трудно переоценить'. Однако если в печатных СМИ Азербайджана еще наблюдается какой-то плюрализм мнений, то на телевидении он полностью отсутствует. Всего в стране существует 16 телеканалов; 4 из них вещают на всю территорию страны. Все общенациональные телекомпании прямо или косвенно связаны с правящим режимом. К примеру, канал 'Лидер ТВ' возглавляет двоюродный брат президента Алиева - Адалат Алиев. Владельцем 'Space TV' является сестра президента. ATV, как считается, контролирует могущественный руководитель президентской администрации Рамиз Мехтиев.
Примечательным событием в жизни азербайджанских печатных и эфирных СМИ станет создание в Азербайджане первого общественного телеканала: он должен начать вещание уже в августе. После подтасованных президентских выборов 2003 г. Совет Европы, членом которого является Азербайджан, принял резолюцию [Резолюцию # 1358 (принята в 2004 г.)] требующую от официального Баку немедленно предпринять ряд шагов, в том числе создать общественное телевидение - это дало бы всем политическим партиям возможность выхода на общенациональную аудиторию.
Хотя Совет Европы много месяцев убеждал Баку учредить подлинно независимый и профессиональный телеканал, азербайджанский режим придерживался тактики проволочек. Теперь, даже если власти прислушаются к призыву Совета Европы, и не только формально, но и по существу воплотят в жизнь инициативу с общественным телевидением, результат может стать подтверждением старой поговорки 'дорога ложка к обеду' - ведь до выборов остается слишком мало времени.
Инфраструктура и процесс проведения выборов в такой степени находятся под контролем аппаратчиков правящей партии 'Йени Азербайджан' (Yeni Azerbaijan), что у не связанных с режимом сил вряд ли появится шанс составить ей конкуренцию.
Режим игнорирует и другое требование Совета Европы: привести в равновесие состав Центральной избирательной комиссии, в которой сегодня преобладают сторонники властей. Этот факт, в совокупности с другими преимуществами, которыми пользуется ничем не ограниченная действующая власть, делает правила игры в предвыборной кампании заведомо неравными.
В обстановке нарастающего брожения по всей территории бывшего СССР, предстоящие в Азербайджане выборы уже сегодня приковывают всеобщее внимание. В государствах, где в жертву безопасности правящего режима приносится законность и сам принцип 'честной игры', недовольство простых граждан может перехлестнуть через край.
Сегодня, когда до парламентских выборов остается все меньше времени, обеспечение свободного эфирного вещания в этой жестко контролируемой властями стране во многом способствовало бы 'чистоте' их проведения, сыграло бы роль столь необходимого 'предохранительного клапана', позволяющего снизить недовольство в обществе - и в целом, послужило бы будущему развитию и процветанию страны.