#12 - JRL 9223
Вы просили прокомментировать статью Аслунда 'Закат Путина и ответ Америки', которую я впервые прочел еще в одном из изданий Фонда Карнеги. Мне кажется, что Эд Лозански (Ed Lozansky) ответил на нее немного не по теме, но частично кое с какими из его высказываний я согласен.
Недавно мне пришлось писать один материал для чикагского аналитического центра 'Форум национальной стратегии' (National Strategy Forum) о демократии вообще и о России в частности. В публикации, правда, кое-какие мои мысли вырезали, но к этому мы еще вернемся.
Первое, насчет чего Аслунд прав, так это насчет нефтяного проклятия России. Исторически коррупция и неэффективность России приводила к тому, что страна (как СССР, так и Российская империя до нее), в отличие от того же Китая, никогда не экспортировала товары 'мирового класса'. Россия экспортирует нефть, природный газ, сырье вроде алмазов, оружие, хоккеистов и, как добавил в разговоре со мной один русский, - 'женщин'. Считаю необходимым добавить, что Аслунд говорит о 'распределении' нефтяных богатств как об их 'расточении'.
Прав он и насчет 'системы сдержек и противовесов', которая даже у нас, в Штатах, работает не всегда хорошо, хотя здесь ей уже больше двух сотен лет.
Либеральная оппозиция ДЕЙСТВИТЕЛЬНО деморализована. Это сказал еще Немцов на совместном семинаре Гарвардского и Калифорнийского университетов; что касается Явлинского, то его любят в Гарварде, но НЕ в России.
Теперь вернемся к моему материалу, о котором я уже говорил. Даже честное голосование может привести к тому, что 'народ' проголосует неправильно. Путин, может, и теряет рейтинг, но все равно остается самой популярной политической фигурой, и больше народ не поддерживает, по большому счету, вообще никого (включая, слава богу, коммунистов и 'Родину'). В скобках замечу, что то, что Россия во имя самоочищения должна вернуться к коммунистически корням, сказал не кто иной, как Ходорковский!
Во внешней политике, как правильно пишет Лозански, Россия, может, нам и не всегда друг, но их у нас в любом случае немного, если не считать Тони Блэра и 'новую Европу'. Даже 'оранжевые' украинцы теперь спокойно сели с Ираном за стол переговоров и хотят покупать у них нефть (про то, что взаимоотношения у Москвы с Ираном на ядерном фронте сложились весьма интригующие, тоже правильно сказано).
Кроме того, нельзя забывать и о войне с терроризмом. Дмитрий Саймс в нынешнем номере National Interest написал о том, как ФБР сотрудничало с ФСБ по срыву планов террористов сбивать в воздушном пространстве США гражданские самолеты. Кроме того, мне подтверждали, что во время вторжения сил США и НАТО в Косово Черномырдин действительно говорил Милошевичу, что Россия его поддерживать не будет, и что отказаться от борьбы Милошевича убедило именно это, а не вторжение натовских войск (при этом вторжение американских войск закончилось бы, как мне представляется, кровавейшей резней).
Я в своей статье для National Strategy Forum назвал Россию 'хамелеоном' - это что касается внутренней политики. Что же до цитаты из президента Буша, так он действительно сказал именно так, как его процитировали, и об этом я писал в другую газету - ну не могут политика и 'интересы' спать в одной постели. Мир, в котором мы живем, несовершенен и опасен. Несмотря на старое, как мир, желание переделать этот самый мир, нам волей-неволей приходится принимать другие страны и народы такими, какие они есть, даже если мы подвигаем их к плюрализму, строительству гражданского общества, диктатуре закона и прочему. В России НЕТ ДИКТАТУРЫ в полном смысле этого слова.
В List были ссылки на статьи из печатных СМИ относительно инцидента с батискафом A28. То, что, если бы во Владивостоке кто-то не забил тревогу, мы могли бы получить второй 'Курск' - правда. Старые привычки всегда трудно перебарывать: то, как 'правоохранительные' органы разбирались с трагедией в Беслане, даже вызвало сочувствие к некоторым из тех, кто совершил это жуткое злодеяние.