Российское ЗАО 'Севморнефтегаз' заказало два больших танкера. Их спроектируют в Финляндии, а построят в Санкт-Петербурге. Конструкторскую работу проведет АО 'Aker Arctic Teknology' - дочернее предприятие фирмы 'Aker Finnyards'. Ледовые танкеры будут собраны на 'Адмиралтейских верфях' в Санкт-Петербурге.
Длина каждого танкера составит 260 метра. Оба танкера представляют собой новый тип - double acting, то есть они могут двигаться вперед даже кормой. В открытой воде танкер идет носом вперед, а во льдах - усиленной, как ледокол, кормой.
Танкеры не будут нуждаться в сопровождении ледоколами. Они смогут передвигаться самостоятельно в северных широтах и перевозить добываемую в Печерском море нефть в Мурманск. Танкеры будут спущены на воду в 2007-2008 годах.
Прорыв в технологиях
Директор-распорядитель АО 'Aker Arctic Teknology' Микко Ниини считает, что договор о сотрудничестве - это прорыв в области строительства танкеров ледового класса нового типа (double acting) для транспортировки нефти в арктических условиях. Цена договора не разглашается, но Ниини рассказал, что АО 'Aker Arctic Teknology' получит от сделки несколько миллионов евро.
Судостроительная компания 'Masa-Yards' разработала и запатентовала концепцию Dat (double acting), используемую и при конструировании новых танкеров. Лицензия на право использовать новые принципы при судостроении были проданы энергетическому концерну 'Fortum', который в 2000 году заказал в Японии несколько танкеров для своих нужд.
- Новая концепция значительно сокращает расходы при транспортировке нефти в арктических условиях. Мы надеемся, что примеру русских последуют и другие фирмы, работающие в северных широтах, - рассуждает Ниини.
Договор с 'Севморнефтегазом' - самый крупный из соглашений, достигнутых к сегодняшнему дню с заказчиками разработок АО 'Aker Arctic Teknology'. Это АО является преемником конструкторского центра 'Marc', который разрабатывал технологию строительства судов ледового класса по заказу судостроительной кампании 'Masa Yards'. АО возведет в этом году в порту Вуосаари (Хельсинки) испытательный ледовый полигон и здание конструкторского центра. Здесь строится новый порт и будет расположен бизнес-парк для фирм, занимающихся в частности морскими перевозками.
- Центр 'Marc' специализировался на разработках технологических операций в ледовых условиях, а новое АО будет стремиться использовать накопленный в Финляндии 'ледовый' опыт в сотрудничестве с компаньонами, - говорит Ниини.
Заказ, ставящий русским сложные задачи
По словам Ниини, танкеры будут построены именно в Санкт-Петербурге, поскольку в рамках нынешней российской политики нефтяные компании обязаны заказывать строительство танкеров у себя в стране. Заказчик танкеров - 'Севморнефтегаз' - принадлежит российским 'Газпрому' и 'Роснефти'.
Работающая в Финляндии фирма 'Aker Finnyards' не занимается строительством танкеров. В рамках концерна 'Aker Yards' танкеры строятся в Германии на верфях фирмы 'Aker Ostsee'.
Директор 'Адмиралтейских верфей' Владимир Александров заявил, что строительство двух танкеров нового типа способствует укреплению позиций 'Адмиралтейских верфей' как успешного создателя танкеров в России, да и в Европе. Заказ очень ответственный. Ранее на 'Адмиралтейских верфях' подобные крупные танкеры не строились.
Оборудование из Финляндии
АО 'Aker Arctic Teknology' проведет своими силами незначительные конструкторские работы: основные задачи выполнит консультационное и конструкторское бюро 'Elomatic' в Турку.
Руководитель бюро Олли Маннер заявил, что новый заказ обеспечит работой большую группу конструкторов и будет для них важным с точки зрения новых веяний: до сих пор бюро разрабатывало чертежи круизных лайнеров и пассажирских судов. Но конструкторы должны быть готовы к разработке в том числе арктических судов. Кроме конструкторов новый заказ обеспечит работой и поставщиков оборудования и материалов. Танкеры будут оснащены двумя электрическими винтовыми двигателями, динамической системой навигации, вертолетной площадкой и носовой погрузочной системой.