Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Польша бьет детей

Появились первые жертвы польского наступления в войне с Белоруссией. Польские дети из Щучина

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На страдания, которым суждено продолжаться целый год, обрек сотню польских детей господин директор Бюро национального управления фонда 'Польское Сообщество' Анджей Ходкевич. Он не разрешил детям приехать в летние лагеря, о которых они давно мечтали. В Польшу. Почему он так сделал? Потому что хотел наказать деятеля польского меньшинства в Белоруссии Виктора Богдана. Директор Ходкевич счел пана Богдана плохим поляком

На страдания, которым суждено продолжаться целый год, обрек сотню польских детей господин директор Бюро национального управления фонда 'Польское Сообщество' (Wspolnota Polska) Анджей Ходкевич (Andrzej Chodkiewicz). Он не разрешил детям приехать в летние лагеря, о которых они давно мечтали. В Польшу. Почему он так сделал? Потому что хотел наказать деятеля польского меньшинства в Белоруссии Виктора Богдана (Wiktor Bogdan). Директор Ходкевич счел пана Богдана плохим поляком.

Профессия - поляк

Чтобы понять причины детоубийства директора Ходкевича, надлежит выяснить пару вопросов. За границей Польши живет около 10 миллионов людей, считающих себя поляками. Их называют Полонией (Polonia). Она делится на богатую и ne? что победнее. Самая бедная живет в странах бывшего СССР и в румынской Буковине. Польша помогает финансами самым бедным зарубежным полякам. Принимая ежегодно бюджет Сената, Сейм резервирует деньги для Полонии. Сенат передает их, главным образом, организации, называемой 'Польское Сообщество', а та делит их среди нуждающихся. Посредник необходим, хотя содержание Сообщества тоже обходится бюджету в круглую сумму. Потому что не может быть так, чтобы власти одного государства напрямую финансировали меньшинство в другом государстве. Должна быть фирма, которая 'обобществит' деньги, то есть избавит себя от политических подозрений.

Деньги, программно передаваемые через Сообщество, должны идти на содержание польских школ, 'польских домов', то есть, местных центров польской культуры, польские СМИ, каникулы детей в Польше, стипендии для студентов, фестивали, меньше всего - на содержание бюрократии организаций Полонии. Всеми этими благами распоряжаются местные деятели. В связи с этим, за последние полтора десятка лет среди поляков, проживающих в странах бывшего СССР, появились профессиональные польские деятели. Руководители польских домов, шефы обществ, редакторы СМИ. Живущие совсем неплохо по тамошним условиям - на польские дотации. Поскольку государственными деньгами фактически располагает Польское Сообщество и распределяет их по собственному усмотрению, то многочисленные деятели Полонии этого региона делают все, чтобы добиться ее расположения. Тем более, что в польских кругах, как правило, царит взаимная вражда. Одни деятели жалуются на других. Упреки всегда одни и те же: присвоение части денег и даров себе, сотрудникам и членам семей.

Хороший поляк

Система раздачи способствует созданию клиентских отношений. Деятели расхваливают приезжающих к ним представителей Сообщества, депутатов Сейма и сенаторов. Они показывают, что сделали, высчитывают, сколько денег нужно еще. И часто доносят на бесхозяйственных и жадных конкурентов в лице других местных поляков.

Важным козырем каждого деятеля являются лагеря для 'польских' детей. Привлекательность этих лагерей сравнима с выездами на Запад во времена ПНР. То, что в такие лагеря ездят не только 'польские' дети, но и дети местного начальства - это секрет полишинеля. Польский деятель, располагающий местами в лагерях - это фигура. За устройство выездов он может рассчитывать на благодарность местных властей, которые ему и польской общественности тоже что-нибудь устроят.

Директор польского дома в Щучине пан Виктор Богдан такие лагеря организовывал многие годы, и Польское Сообщество всегда их принимало. А теперь у него отобрали атрибут власти, так как пан директор Ходкевич счел пана Богдана плохим поляком. Потому что вместо того, чтобы бунтовать самому и настраивать других против режима Лукашенко, он выбрал путь лояльности. Разве хороший поляк в Белоруссии - это только оппозиционер? Лояльный гражданин Белоруссии польского происхождения уже не является хорошим поляком? А что с людьми по природе своей аполитичными?

Поляк - диссидент

В этом году в Союзе поляков Белоруссии произошел раскол. Новое руководство во главе с пани Анджеликой Борыс (Andzelika Borys) вступило в конфликт с белорусской властью. Полонусы из группы пана Кручковского (Kruczkowski) заявили о своей лояльности по отношению к режиму Лукашенко. Польское Сообщество под командованием панов Стельмаховского (Stelmachowski) и Ходкевича начало премировать людей, неприязненно относящихся к режиму, и наказывать лояльных граждан Белоруссии.

О том, что в Белоруссии нет демократии и нарушаются права человека, в Польше знает каждое дитя. А почему дети польского происхождения из Белоруссии не могут увидеть, как хорошо живется в демократической Польше? Зачем этот шлагбаум перед каникулами только потому, что пан директор Ходкевич хотел побить пана Богдана в польско-белорусской войне?

И почему дети боссов из Щучина не могут своими глазами сравнить Польшу, показываемую по телевидению Лукашенко, с реальной Польшей? Ведь запрещая им выезжать, пан директор Ходкевич становится союзником Лукашенко. Он усиливает его пропагандистский фронт, подтверждает тезис о враждебности Польши к простым гражданам Белоруссии.

В Польше, стране, считающей себя демократической, не нарушаются права национальных меньшинств, хотя нам далеко до европейских стандартов. Но, в то же время, ни одно из проживающих у нас национальных меньшинств и ни одна группа иностранцев не сопротивляется существующему праву и системе. Состоящая из двух человек депутатская фракция немецкого меньшинства в Сейме всегда голосует так, как правящая в данный момент коалиция. Независимо от того, правая или левая.

Польское Министерство иностранных дел выступило против предложенного депутатами Гражданской Платформы введения санкций против граждан Белоруссии. Мы не запретили культурный, спортивный обмен, не приостановили экономическое сотрудничество. Почему Польское Сообщество, организация, содержащаяся на деньги налогоплательщиков и распоряжающаяся деньгами налогоплательщиков, ведет политику, противоречащую политике польского правительства? Почему Союз поляков в Белоруссии силой делается оппозиционной организацией, главным плацдармом политической борьбы с Лукашенко? Ведь смена политической системы в Белоруссии - это вопрос белорусского большинства, а не Польского Сообщества.

В Белоруссии еще три года назад положение польского меньшинства было лучше, чем на Украине или в Литве, где власти вели политику скрытой деполонизации. Теперь политизированный Союз поляков в Белоруссии разбит. Руководство Польского Сообщества уже заявляет, что теперь финансовая помощь будет оказываться через активно действующую в Белоруссии польскую 'Школьную Матицу' (Macierz Szkolna).

Так что, готовится очередной конфликт. Вскоре Лукашенко возьмется за 'Матицу'. А наши бравые обладатели теплых местечек в Польше будут болеть за нее в ее борьбе с режимом.

____________________________________________________________

Главный редактор еженедельника 'Nie' Ежи Урбан отвечает на вопросы читателей ИноСМИ.Ru