Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Водка и Коран

Празднование 1000-летия Казани. За пышными торжествами в Татарстане Кремль пытается скрыть существующие разногласия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почти никто не верит, что в республике на Волге дело может дойти до серьезного конфликта между христианами и мусульманами, как в Чечне. 'Мы являемся поколением, на котором все еще лежит коммунистический отпечаток. Ислам и христианство пока еще не нашли твердого места в душах людей', - считает президент Шаймиев

С некоторых пор у профессора математики Марса Шамсудинова проблемы возникают даже с простыми дробями: 65-летний татарин часто просто не знает, как помочь своим детям при решении арифметических задач. Не потому, что больше не может сложить два плюс два. Шамсудинов и его отпрыски говорят на разных языках.

Расплывчатые разделительные линии

Разделительная линия между татарами и русскими, мусульманами и христианами в Татарстане редко столь болезненна, как в семье Шамсудинова. Российская автономная республика, расположенная на Волге, в 700 километрах восточнее от Москвы, равная по территории Баварии, не одно столетие считается образцом мирного сосуществования мусульман и христиан. В Кремле Казани, столицы Татарстана, рядом стоят мечеть и собор.

Москва в эти дни отмечала с большой помпой при участии гостей государственного ранга 1000-летие Казани. Официальные власти хотели этим показать, что Татарстан в век терроризма и войны в Чечне - за единение России и ее религий.

Недовольство за праздничным фасадом

Однако за праздничным фасадом чувствуется глухое недовольство: Кремль вызывает его у многих татар своей политикой жесткой руки и централизации, подталкивая их в ряды сторонников исламистов и националистов. Например, президент татар, как и все российские губернаторы, в будущем избираться больше не будет, его будет назначать Кремль.

Москва также отказала татарам в использовании при письме латиницы: они вынуждены и впредь писать кириллицей. Многие чувствуют себя лишенными самостоятельности.

Безмолвие в семье

Поскольку профессор математики Шамсудинов, как и большинство татар, вырос за пределами Татарстана в России, он никогда не изучал язык своих предков и исламские традиции.

В 90 годы, когда его жена в момент наибольшего размаха национального движения родила сына и дочь, они воспитали их в татарском духе. 'Запас русских слов у них такой же, как у меня - татарских, достаточный, чтобы поговорить о погоде, но не о математике или политике', - жалуется Шамсудинов.

Мечта о собственном государстве

Возместить неудобства личного плана математик пытался долгое время с помощью 'Всетатарского общественного центра' - татарского национального движения. Вместе с соратниками он мечтал о собственном татарском государстве, независимом от Москвы: 'Получение самостоятельности, видимо, нереально. Но Москва при Путине берет нас все больше на короткий поводок, превращает нас снова в колонию. Мы готовы в случае необходимости бороться за свою свободу'.

'Буш и Путин - террористы'

В последние годы на годовщину завоевания Татарстана в 1552 году Иваном Грозным на улицы каждый раз выходили тысячи демонстрантов. Они настраивали людей против центральной власти с помощью таких лозунгов, как 'Буш (Bush) и Путин - вы самые большие террористы' и 'Руки прочь от исламских государств Афганистана и Чечни'.

'Нет места в душе'

Однако, несмотря на столь неприятную тональность, почти никто не верит, что в республике на Волге дело может дойти до серьезного конфликта между христианами и мусульманами, как в Чечне. 'Мы являемся поколением, на котором все еще лежит коммунистический отпечаток. Ислам и христианство пока еще не нашли твердого места в душах людей', - считает президент Шаймиев.

Водка и свинина

Муфтий Гусман Искахов, глава Духовного управления мусульман Республики Татарстан, морщит свой лоб под тюрбаном, превознося дружбу с христианами: 'Мы любим золотую середину'. Муфтий не требует, чтобы женщины носили чадру и никого не осуждает только за то, что он ест свинину или пьет водку. Искахов уже отправлял строительный лесоматериал отцу Всеволоду в Раифский собор.

Границы между религиями в Татарстане расплывчаты. Умар Садык, духовник и специалист по обрезанию, предлагает свои услуги уже и 'неверным'. 'Часто приходят христиане, из страха заболеть'. Садык научился своему ремеслу у отца, тот занимался этим деликатным делом в советские времена тайно.

Христиане едят по-исламски

В новой России исламу таиться нет необходимости. Если 20 лет назад в стране было 17 мечетей, то сегодня - более тысячи.

Дань внимания Аллаху отдает даже местный мясокомбинат: директор распорядился забивать скот 'по-исламски', с помощью ножа, а не электрическим разрядом. 'Это нравится больше и христианам, - радуется директор, - и хотя килограмм стоит на пфенниг дороже, мясо расходится, как горячие булочки'.

_________________________________________________________

Избранные сочинения Бориса Райтшустера на ИноСМИ.Ru

Как русский в Германии ("Focus", Германия)

'Гитлер' впереди Гете ("Focus", Германия)

Осторожно, Москва! ("Focus", Германия)

Украина после революции: любовь вместо сахара ("Focus", Германия)

Женщины в России: борьба полов ("Focus", Германия)

Становится страшно ("Focus", Германия)

Караул! Где они, настоящие мужчины? ("Focus", Германия)

Небывалый грабеж ("Focus", Германия)

Калининград: "Фатальное отсутствие такта" ("Focus", Германия)

Конец лицемерию: страх Москвы перед Меркель ("Focus", Германия)

Праздник Победы без победителей ("Focus", Германия)

'Крокодил в клозете' ("Focus", Германия)

Следующая остановка - ЗАГС ("Focus", Германия)

Икра вместо гречневой каши ("Focus", Германия)

Будни вдали от Москвы ("Focus", Германия)

Гостеприимство с побочным эффектом ("Focus", Германия)

Немецкий кризис в московском такси не козырь ("Focus", Германия)

Магазины с 'эротическим флером' ("Focus", Германия)