Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Скульптор, которого россияне так страстно ненавидят

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Буквально через считанные часы после того, как в СМИ появилось сообщение, что городские власти решили почтить память Нобелевского лауреата - поэта Иосифа Бродского - очередным творением Зураба Церетели, в интернете появился специальный сайт для сбора подписей под обращением к скульптору-грузину с просьбой одуматься. 'Нас Очень-Очень Достали ваши бронзовые монстры, - говорилось в петиции, опубликованной в начале этого месяца. - Спасите, пожалуйста, наш город от них. Больше некому'

Слухи о том, что Зураб Церетели - автор вызывающих ярость монументов - вознамерился увековечить память лауреата Нобелевской премии по литературе, порождают волну протестов

МОСКВА. - Буквально через считанные часы после того, как в СМИ появилось сообщение, что городские власти решили почтить память Нобелевского лауреата - поэта Иосифа Бродского - очередным творением Зураба Церетели, в интернете появился специальный сайт для сбора подписей под обращением к скульптору-грузину с просьбой одуматься.

'Нас Очень-Очень Достали ваши бронзовые монстры, - говорилось в петиции, опубликованной в начале этого месяца. - Спасите, пожалуйста, наш город от них. Больше некому'.

Эти слова показались необычно резкими, если учесть, что Церетели принадлежит почетное место на Олимпе российского мира искусства. Его скульптуры установлены в Нью-Йорке, Лондоне, Риме, Севилье и Токио. Своим жизнерадостным обаянием он покорял голливудских идолов и американских президентов: в 1990-х Церетели до слез растрогал Билла Клинтона (Bill Clinton), подарив ему портрет покойной матери президента.

Впрочем, Церетели не привыкать к освистыванию. Уже много лет россияне ненавидят этого художника с пылкой страстью.

Больше всего нареканий вызывает установленный в центре Москвы бронзовый памятник Петру Великому высотой в 150 с лишним футов. Это творение скульптора подвергается такой яростной критике, что несколько его противников как-то раз даже заминировали статую, угрожая ее взорвать. Церетели одел российского царя в римские доспехи и поставил на носу игрушечного кораблика, по сравнению с которым и ялик покажется крейсером.

'Гигантская поздравительная открытка'

Статую Христофора Колумба работы Церетели (ее высота 306 футов) отвергли пять американских городов; в конце концов монумент согласились принять в дар власти Пуэрто-Рико. Его массивный, выполненный в виде слезы памятник жертвам теракта 11 сентября 2001 г. - российский искусствовед Григорий Ревзин назвал его 'гигантской поздравительной открыткой' - уже отправлен в городок Байонну (штат Нью-Джерси).

Церетели - настоящий сгусток энергии 5 футов 4 дюймов ростом и 71 года от роду - помимо работы в мастерской, руководит Российской Академией Художеств, двумя музеями и собственной галереей. Своих критиков он называет коммунистами или завистливыми клеветниками. Действительно, ни один из живущих в России художников не имеет такого положения в обществе и известности, хотя своим статусом в мире искусства Церетели во многом обязан неизменному покровительству со стороны московского мэра Юрия Лужкова. В Москве возникает ощущение, что на какую-нибудь из работ Церетели можно наткнуться чуть ли не на каждом шагу - возле Кремля, на набережной Москвы реки, на многочисленных бульварах и площадях. Его скульптуры установлены как минимум в 18 странах.

Критики упрекают его в грубом, 'конвейерном' подходе к искусству. 'Конечно, он талантлив, - утверждает Алексей Клименко, председатель Комиссии по охране культурного наследия при Российском союзе художников и вице-президент Академии художественной критики. - Но он относится к искусству как к бизнесу, 'печет' свои работы, словно пирожки'.

Впрочем, самомнение Церетели по величине и прочности, похоже, не уступает его скульптурам, и критические стрелы отскакивают от него, не причиняя вреда. В ходе интервью, которое он дал мне в своей галерее в центре Москвы, скульптор, не отрываясь от набросков, мимоходом парировал вопросы о критических замечаниях в свой адрес.

Неуязвимое самомнение

'Вы можете представить, чтобы Гойю, или Микеланджело, или Донателло спрашивали: 'Почему вы так много работаете, создаете столько произведений искусства?' - раздраженно заметил Церетели, на мгновение отрываясь от блокнота. - Это было бы просто неприлично'.

Церетели рос в советской Грузии в доме дяди - известного в республике художника. Еще молодым живописцем он сделал неплохую карьеру - сначала создавал мозаичные панно в Тбилиси, а затем по заказу Министерства иностранных дел разрабатывал интерьеры для советских посольств. После распада СССР в 1991 г. Церетели приобрел в Москве еще большую известность благодаря дружбе с мэром Лужковым, не уступающим скульптору в пристрастии к помпезным, грандиозным проектам.

В 1995 г. Церетели было поручено руководство оформлением фасадов и интерьеров восстанавливаемого Храма Христа Спасителя - московского памятника архитектуры, взорванного по приказу Иосифа Сталина в 1931 г.

Кроме того, Церетели занимался планировкой Манежной площади недалеко от Кремля и интерьерами расположенного под ней торгового центра; он же получил и заказы на возведение нескольких самых больших памятников - в том числе монумента Петру на набережной Москвы-реки и обелиска высотой в 465 футов в Парке Победы. Церетели и чиновники из мэрии с энтузиазмом обсуждают еще одни грандиозный проект: создание 'парка чудес' - огромного комплекса по образцу Диснейленда, включающего парк развлечений, отели, рестораны и офисные здания.

Однако за пределами Москвы планы Церетели зачастую терпели крах. Статуя Колумба и сегодня - через 14 лет после создания - пылится на складе в Пуэрто-Рико. В прошлом году из-за мощной компании протеста провалилась попытка установить его 'Слезу скорби' в Джерси-Сити. Этот памятник представляет собой помещенную в бронзовую оправу титановую слезу, роняющую водяные капли по 30 сантиметров длиной. На гранитном постаменте мемориала будут высечены имена погибших в результате терактов 11 сентября.

По словам российского художника и искусствоведа Сергея Заграевского, в том, что некоторые города отвергают проекты Церетели, нет ничего убедительного. 'Нельзя отрицать, что работы у него яркие и броские, - отмечает он. - Однако конечная цель при создании памятника должна состоять в том, чтобы привнести ощущение порядка в городскую культурную среду. А памятники, которые создает Церетели, создают хаос. Его работы вносят дезорганизацию'.

Москвичи, проходящие мимо памятника Петру, разделяли мнение Заграевского. 'Он очень большой и диссонирует с уютными улочками на берегу реки, - заявила двадцативосьмилетняя Виктория Лысикова. - Он уродлив, несоразмерен - непропорционален'.

'Глядя на него, я всякий раз испытываю разочарование, - рассказывает тридцатидевятилетний Андрей Белышев. - Друзья из других городов, приезжая ко мне в гости, посмеиваются и спрашивают: 'Как вы, москвичи, такое допустили?''.

По словам Церетели, он сходу отвергает замечания по адресу своего Петра. По его мнению, россияне, которым десятилетиями 'промывали мозги' бесчисленными бюстами Ленина и иной советской атрибутикой, до сих пор не могут воспринять идею о создании монумента царю. 'Москва была столицей коммунистического государства, разжигавшего антимонархические настроения', - утверждает Церетели. Когда в 1997 г. был открыт памятник Петру Великому, 'коммунисты активно выступали против, заявляя: 'Почему здесь должен стоять царь?''.

У него есть и сторонники

Впрочем, в российских художественных кругах у Церетели есть и страстные поклонники. Мария Чегодаева, искусствовед с пятидесятилетним стажем, последние два года работает в возглавляемой скульптором Российской Академии художеств. Она называет Церетели 'блестящим и талантливым художником. Больше всего мне нравятся его живописные работы'.

Впрочем, Чегодаева рассказывает: когда она готовит статьи о работах Церетели, он неизменно обращается к ней с одной и той же просьбой. 'Если я планирую написать что-то о его произведениях, он всегда просит меня писать только о тех, что мне нравятся, - говорит она. - Он знает, что многие его работы мне не нравятся'.

Последняя стычка между Церетели и его критиками, похоже, близится к завершению. Скульптор настаивает, что вообще не намеревался устанавливать памятник Бродскому в Москве, хотя корреспондент Российского информационного агентства утверждает, что 3 августа лично присутствовала на конференции в Санкт-Петербурге, где тот заявил, что они с Лужковым обсуждали эту идею.

Кирилл Готовцев - создатель сайта для сбора подписей под обращением к Церетели, рассказал, что встречался со скульптором, который заверил его, что планов по созданию статуи Бродского у него нет. 'Считаю свою задачу выполненной, - отметил Готовцев. - Вопрос с памятником Бродскому решен, и я дал ему [Церетели - прим. перев.] возможность узнать, что о нем думают люди'.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Как де Голль стал 'страшилой' ("Le Figaro", Франция)

Памятник Церетели обретает новый дом ("The New York Times", США)

Увидишь такое - и вправду заплачешь ("The Times", Великобритания)

Признание российского искусства ("The Washington Post", США)

Церетели: О его искусстве спорят от Москвы до Гудзона ("The Washington Post", США)

Москва на Гудзоне. Скульптор Зураб ("The Globe And Mail", Канада)