Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
А Король-то голый!

Карьера Марека Круля

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Карьера Марека Круля, главного редактора еженедельника "Wprost", достаточно типична для той части ПНР-овских аппаратчиков, которые по сей день функционируют в публичной жизни. С верой в социализм они распрощались давным-давно, чтобы с неофитской горячностью исповедовать единую истинную веру в капитализм. Впрочем, неизвестно, верили ли они в социализм вообще, потому что, наблюдая за их политическими карьерами, можно усомниться в том, что у них были какие-либо иные убеждения, кроме оппортунизма

Карьера Марека Круля, главного редактора еженедельника "Wprost", достаточно типична для той части ПНР-овских аппаратчиков, которые по сей день функционируют в публичной жизни. С верой в социализм они распрощались давным-давно, чтобы с неофитской горячностью исповедовать единую истинную веру в капитализм. Впрочем, неизвестно, верили ли они в социализм вообще, потому что, наблюдая за их политическими карьерами, можно усомниться в том, что у них были какие-либо иные убеждения, кроме оппортунизма.

Так что, нет ничего удивительного в том, что сегодня они занимают высокое финансовое и политическое положение в Польше. Независимо от существующей в данный момент политической системы, они всегда у полки с конфетами. Сегодня Мареку Крулю 51 год. В ежегодно публикуемом в его журнале списке самых богатых поляков он поместил себя на 66-м месте с имуществом, оцененным в 162 млн. злотых (прим. 54 млн. долл. - прим. пер.). Ему и его жене принадлежит более 80% акций в Издательско-рекламном агентстве "Wprost", выпускающем еженедельники "Wprost", а также ежемесячники "BusinessWeek Polska" и "Moj Pies" ('Моя собака' - прим. пер.). В 2001 г. доходы ИРА "Wprost" составили около 91 млн. злотых.

Круль связан с журналом "Wprost" уже 20 лет. В газету он попал в 1984 г. Сразу на должность руководителя общественно-политического отдела. Дверь в карьеру ему открыла деятельность в Союзе Польской Социалистической Молодежи, где он дошел до должности руководителя отдела культуры и пропаганды, а затем секретаря воеводского управления (аналог советского обкома - прим. пер.) по идеологически-воспитательным вопросам. Вскоре он становится и главным редактором журнала "Wprost". Многие утверждают, что в этой молниеносной карьере ему помогла Служба Безопасности. Об этом сюжете из биографии Круля писала, в частности, газета 'Nie'. Сам Круль признает лишь то, что, после того, как он в 1985 г. стал заместителем главного редактора еженедельника, с ним ежемесячно проводил беседу офицер СБ. На вопрос журналиста 'Газеты Выборчей' о темах тех разговоров, он уклончиво ответил, что СБ спрашивала 'о том и сем', а он говорил 'всякие общие вещи'. Тема сотрудничества Круля со спецслужбами вновь всплыла в 1996 г. в связи с аферой Олексы (Oleksy). 'Контакты некоторых высоких чинов UOP (Служба безопасности Польши) были особенно интенсивны непосредственно перед делом Юзефа Олексы и отставкой премьер-министра Вальдемара Павляка (Waldemar Pawlak), - говорил в Сейме министр внутренних дел Збигнев Сементковский (Zbigniew Siemiatkowski). Тогда "Wprost" публикует материал на тему связей Юзефа Олексы с российской разведкой и связей премьер-министра Вальдемара Павляка с любовницей. По мнению главного редактора "Nie" Ежи Урбана, UOP, воспользовавшись агентурным прошлым Круля, подчинило "Wprost" своим интересам и использует страницы еженедельника для публикации нужных ему статей.

Однако, вернемся в 1989 г. 4 июня состоялись выборы в 'контрактный Сейм', а Марек Круль становится депутатом от ПОРП. В июле того же года он заступает на должность секретаря ЦК ПОРП по вопросам пропаганды. Однако, ему недолго довелось побыть на этом почетном посту. Партия перестала существовать. А Марек Круль по-прежнему существует. Основанное им и бывшим сотрудником отделения пропаганды воеводского комитета ПОРП в Познани Лехом Крушоной (Lech Kruszona) Издательско-рекламное агентство "Wprost" в 1990 г. взяло в аренду у Ликвидационной комиссии рабочего издательского кооператива (РИК) "Prasa-Ksiazka-Ruch" еженедельник "Wprost". Он должен был находиться в аренде у агентства до тех пор, пока сформированный из сотрудников газеты Журналистский Кооператив не найдет инвестора и безвозмездно получит права на издание.

Такая модель трансформации государственной прессы, издаваемой РИК, повсеместно использовалась при ликвидации этого предприятия. Тогда множество изданий при странных обстоятельствах попало в руки разномастных ловкачей, которые, воспользовавшись благоприятной ситуацией, решили разбогатеть на государственном имуществе. Не иначе было и с довольно популярным в то время еженедельником "Wprost". Руководителем Журналистского Кооператива стал Марек Круль, а его заместителем - Петр Габрыэль (Piotr Gabryel). Они должны были представлять журналистов газеты в переговорах с ликвидируемым РИК. Тем временем, Издательско-рекламное агентство "Wprost", одним из двух пайщиков которого был Марек Круль, подписывает договор о совместном издании газеты с Журналистским Кооперативом, руководителем которого был тот же Марек Круль.

Как Круль сообщил журналистам-членам кооператива, акционерами ИРА "Wprost" являлись несколько серьезных фирм, якобы заинтересованных финансовой поддержкой издания. Круль также завязал контакты с фирмой ROK Corporation, которая обязалась выплатить долги и профинансировать развитие еженедельника. Ликвидационная Комиссия РИК в феврале 1991 г. бесплатно передает издание Журналистскому Кооперативу, который вместе с ROK Corporation становится издателем еженедельника. В это время сотрудники кооператива случайно узнают, что единственными владельцами ИРА "Wprost" являются Марек Круль и его приятель и, что нет никаких серьезных инвесторов, о которых ранее шел разговор.

Как оказалось позднее, Журналистский Кооператив был фикцией, а немалые доходы, приносимые "Wprost" попадали на счет ИРА "Wprost". Когда, в конце концов, Ликвидационная Комиссия РИК узнала правду, она попыталась лишить агентство прав на издание. Тем временем, Круль на поспешно организованном собрании членов Кооператива исключил семерых из них. Оставшиеся девять членов согласились продать издание Агентству за небольшую сумму. В связи с возникшей ситуацией, Ликвидационная Комиссия разорвала договор с Кооперативом, а трансакцию, проведенную Крулем с ее членами, признала нелегальной. Дело попало в суд, который объявил недействительным собрание, на котором члены кооператива продали издание фирме Круля.

Вскоре ИРА "Wprost" прекратило сотрудничество с ROK Corporation, которая уже вложила в газету более 6 млрд. старых злотых (после деноминации 1994 г. - 600 000 зл., т.е., по нынешнему курсу, ок. 200 000 долл. - прим. пер.). Владельцы этой фирмы подали заявление в прокуратуру о совершении преступления Мареком Крулем и его сообщниками. После рассмотрения дела прокуратура постановила, что фирма стала жертвой мошенничества. 15 декабря Марек Круль, Петр Габрыэль и Лех Крушона были одновременно задержаны полицией. Задержанная вместе с ними бухгалтер ИРА "Wprost" призналась, что она занималась переводом средств из ROK Corporation в фирму Круля. Тем временем, вскоре после лихой полицейской операции прокуратура освобождает задержанных. Вот, что об этом говорит в интервью 'Тыгоднику Познаньскому' (Tygodnik Poznanski) Рафал Толиньский (Rafal Tolinski), прокурор, занимавшийся тогда делом журнала "Wprost":

'По делу "Wprost" я ничего не делаю сам, а все с полного благословения 'сверху'. На следующий же день (после задержания акционеров ИРА "Wprost") на мой стол попадает экземпляр 'Дзенника Познаньского' (Dziennik Poznanski). Я беру его в руки и. . . глазам своим не верю. На снимке видно, как полицейские ведут Круля. В руке у него сотовый телефон. Он кому-то звонит. . . Скандал, беспрецедентное дело. Кто это разрешил? Кому он, в конце концов, звонит? (. . .) Вдруг я оказываюсь единственным прокурором в Польше, который непосредственно от министра юстиции, в то время Ханны Сухоцкой (Hanna Suchocka), получает 'дисциплинарный выговор'. Без права отмены. Как я себя чувствую? Я все еще в шоке, но связь между одним и другим для меня очевидна'. Журналист: 'Звонок Круля министру юстиции и вмешательство Варшавы в познаньские дела?'. Ответ: 'Это Вы сказали, но выводы, похоже, очевидны'.

Дело было передано прокуратуре в Щецине, а позже прекращено. В настоящее время районный суд в Познани рассматривает дело по заявлению Кшиштофа Гродского (Krzysztof Grodzki) из ROK Corporation против Марека Круля, Петра Габрыэля и Леха Крушоны. Гродский обвиняет их, в частности, в мошенничестве по отношению ROK Corporation и вынуждении фирмы к значительным расходам, мошенничестве по отношению к ликвидатору имущества РИК и получении от него обманным путем издания, а также в основании фиктивного кооператива журналистов. Районный суд в 2002 г. решил прекратить дело, но после апелляции Окружной суд в Познани назначил повторное рассмотрение дела. Если Гродский выиграет, то у Круля будут серьезные проблемы.

В середине 1990-х гг. Марек Круль уже чувствовал себя достаточно сильным, чтобы выступить против бывших коллег из ПОРП. Его явно тяготил балласт прошлого, тем более, что господин редактор уже вращался в совсем другом кругу. "Wprost" опубликовал серию статей, например, о том, как партии СЛД отошла часть имущества ПОРП. Журнал стал бастионом и пропагандистским органом неолибералов. Круль готовил почву под приватизацию, громил критиков дикого капитализма, который как раз строился в Польше. Постоянное место на страницах журнала обрели Лешек Бальцерович (Leszek Balcerowicz) и Ян Винецкий (Jan Winiecki). Однако, прежде всего, "Wprost" потчевал читателей сенсационными статьями, по своему уровню часто не сильно отличающимися от цветных таблоидов.

Помимо сенсаций, в журнале трудно было найти статьи, выявляющие патологию, возникающую в результате капиталистических изменений. Провозглашавшаяся полтора десятка лет идеология успеха была призвана улучшать настроение новой элиты, которая стала главным получателем благ от трансформации. Журналисты "Wprost" известны творческим подходом к действительности. На страницах журнала вырисовывается образ Польши, которую мы не знали и о существовании которой мы не подозревали. По мнению журнала, крупнейшим фактором, тормозящим нашу экономику, являются профсоюзы, которые надо бы как можно скорее ликвидировать. Ведь профсоюзы имеют наглость требовать честных условий труда, что в свою очередь увеличивает стоимость рабочей силы в Польше! Как раз в этом случае Марека Круля нельзя упрекнуть в непоследовательности и конъюнктурной смене взглядов. Будучи некогда высоким партийным чином, он боролся с независимым профсоюзным движением, а теперь, как главный редактор главного печатного органа неолибералов, занимается этим еще более озлобленно. Изменились лишь формальные причины этого крестового похода против профсоюзов.

Сам Марек Круль знает, как следует обращаться с работниками. В октябре 1992 г. журналисты варшавского отделения "Wprost" послали главному редактору письмо, в котором попросили о встрече с ними с целью разъяснения проблем, связанных с их работой. В частности, речь шла о зарплатах, введении редакционных дежурств по субботам и закупке необходимого для работы оборудования. Редактор Круль отреагировал на письмо сразу же. В течение часа журналисты получили письмо с обещанием немедленно всех уволить. Письмо заканчивалось словами: 'С журналистским приветом'.

К своим врагам "Wprost" относится с беспощадностью, достойной реакции прессы сталинских времен на любые проявления оппозиции. Язык статей, направленных в рабочее, альтерглобалистское или радикальное левое движение напоминает пропаганду из газет ПНР. Статьи журналистов "Wprost" отличаются низким содержательным уровнем, и неизвестно, связано ли это с отсутствием у подчиненных Круля профессионализма, или мы имеем дело с пропагандистским приемом. Ведь статьи "Wprost" служат конкретным целям. Перед лицом перепуганных читателей редактор Круль создает образ усиливающихся партий большевистского толка. По мнению "Wprost", в Польше довольно исправно действуют около 20 радикальных левых организаций, которые все никак не дождутся того, чтобы осуществить путем кровавой революции левую утопию. [. . .]

Как уже упоминалось, своих врагов редактор Круль хлещет на страницах журнала без жалости, не заботясь о следовании фактам. Однако, страницы еженедельника также служат защите его 'друзей'. Впрочем, пожалуй, ни одна другая газета не заслужила так, как "Wprost", чтобы ее девизом стали слова о том, что если факты противоречат тезису, тем хуже для фактов. Лучшим другом "Wprost" является, несомненно, Ян Кульчик (Jan Kulczyk). В связи с продажей Кульчику участка в центре Познани за треть реальной цены "Wprost" написал, что 'всякая недвижимость стоит столько, сколько за нее хотят заплатить'. Кульчик хотел заплатить за участок как раз 6 млн. злотых, вот за столько город его и продал. [. . .]

К друзьям "Wprost" относится и Джордж Буш, чья политика находит на страницах журнала полную поддержку. Лишенная критицизма проамериканская позиция журнала - явление европейского масштаба. Если бы Польша могла стать 51-м штатом США, то редакция "Wprost", несомненно, приняла бы эту идею с энтузиазмом. Однако, пока ей придется удовлетвориться нашим неформальным статусом зависимой территории. Кстати, стоит напомнить об организуемом журналом "Wprost" уже четыре года в Варшаве конкурсе для молодых журналистов. Наградой служит трехнедельный курс журналистики в США и месячный стаж в журнале. Потребив награду, молодые адепты журналистики уже знают, о чем и как они должны писать, чтобы польско-американская 'дружба' могла дальше расцветать. Но неизвестно, можно ли к друзьям Круля отнести и власти Китайской Народной Республики, где наш герой находился в конце октября - начале ноября 2001 г. по приглашению Департамента информации МИД КНР.

"Wprost" блестяще овладел умением завоевывать благосклонность бизнеса и политики. С этой целью он ежегодно присуждает награду 'Человек года' и 'Награды Киселя'. Так, Награды Киселя удостоились Павел Пискорский (Pawel Piskorski), Анджей Олеховский (Andrzej Olechowski), Дональд Туск (Donald Tusk) и Ян Рокита (Jan Rokita). Звание 'Человек года' получали Ежи Бузек (Jerzy Buzek), Мариан Кшаклевский (Marian Krzaklewski) и целых два раза - Лешек Миллер (Leszek Miller). Как видно, почти все, чье слово что-то значило в последние годы в польской политике и экономике.

История еженедельника "Wprost" - как история польских перемен в миниатюре. ПНР-овская номенклатура заполучила в свои руки имущество, которое должно было принадлежать работникам. А, прежде, чем работники сообразили, в чем дело, они оказались одурачены. Тем временем, органы юстиции сделали все для того, чтобы виновные не были наказаны. Благодаря этому Марек Круль по сей день может со страниц своего уже журнала обличать воровство и своекорыстие, учить нас, как жить честно, ну, и самое главное: прославлять лучшую из систем - капитализм.

*Мачей Рошак - активист движения анархистов. Родился в 1979 г. в семье сельского механизатора. Участвовал в акциях протеста против глобализации, интервенций США в Афганистане и Ираке, действий китайских властей в Тибете и войны в Чечне. В 2000 г. участвовал во вторжении на территорию консульства Российской Федерации в Познани, сорвав с флагштока российский флаг. Инцидент вызвал резкое обострение российско-польских отношений (прим. пер.)

____________________________________________________________

Примечание ИноСМИ.Ru: В настоящее время главный редактор журнала 'Wprost' Марек Круль является гостем нашего пресс-центра. Вопросы ему можно задать здесь

____________________________________________________________

Переводы избранных статей из издания 'Wprost' на ИноСМИ.Ru

Россия коричневеет ("Wprost", Польша)

Польское письмо Путиноккио ("Wprost", Польша)

Бить и запугивать - это традиционный метод русских ("Wprost", Польша)

План для Белоруссии ("Wprost", Польша)

Реставрация номенклатуры ("Wprost", Польша)

Лагерономика ("Wprost", Польша)

Польша - Россия ("Wprost", Польша)

Смерть России ("Wprost", Польша)

Питбуль Путин ("Wprost", Польша)

Оранжевое домино? ("Wprost", Польша)

Владимир Ильич Путин ("Wprost", Польша)