Говорит Канада, продолжаем нашу передачу из Монреаля, в студии Евгений Соколов и Юрий Боголепов. Закончились празднования 60-летия Великой Отечественной, как ее называют в России, и второй мировой войны, как говорят на Западе. И наступила годовщина, которую фактически и не заметили, а эта годовщина, между прочим, - событие, которому именно на этой неделе исполняется 60 лет. Оно положило начало другой войне, которая началась сразу же после второй мировой - холодная война. Речь идет о побеге двадцатишестилетнего шифровальщика советского посольства в Оттаве Игоря Гузенко. Это произошло 5-го сентября 1945 года, то есть на этой неделе исполнилось ровно 60 лет со дня этого события.
Евгений Соколов: В этот день Гузенко, взяв и спрятав 100 секретных документов. . .
Юрий Боголепов: 109.
Евгений Соколов: . . .да, 109, покинул здание советского посольства, чтобы больше туда никогда не возвращаться. Это была целая детективная история, как он пытался передать документы канадским властям на самых разных уровнях, и как его отовсюду выгоняли. И дело закончилось тем, что когда в его квартиру уже стали буквально ломиться сотрудники советского посольства, чтобы его забрать, Гузенко сумел бежать и перебраться к соседу, который оказался полковником канадской полиции. Полковник сообразил, в чем дело, и сумел его спасти. И вот только тогда Канада с ужасом узнала, что Советский Союз, которого она считала своим другом, оказался не таким уж и другом. Посольство было центром паутины огромной шпионской сети, которая действовала не только в Канаде, но и. . .
Юрий Боголепов: . . . и в Соединенных Штатах, то есть по всей Северной Америке. И Гузенко разоблачил многих. В частности, самым крупным делом тогда стало, конечно, дело супругов Розенбергов. Гузенко раскрыл, что они продавали ядерные секреты Советскому Союзу.
Евгений Соколов: Кроме того, он разоблачил советского агента в канадском парламенте, Фреда Росса. Секретарь компартии, один из видных, крупных ее членов, он был. . .
Юрий Боголепов: . . . он был единственным депутатом от компартии в канадском парламенте. Да, он был избран как раз здесь, недалеко от места нахождения 'Радио Канады'. Фред Росс прошел на дополнительных выборах в парламент и был разоблачен как агент Советского Союза. Он отсидел 7 лет в тюрьме, это была высшая мера наказания за шпионаж в Канаде в те времена. Отсидев вместе с еще одним лидером компартии 7 лет, Фред Росс уехал в Польшу, откуда был родом, и там скончался в 80-х годах.
Многие считают, что Гузенко предал Родину и получил за это какие-то деньги. Ничего этого не было. Гузенко жили в Канаде очень скромно, в пригороде Торонто. Местонахождение их семьи держалось в секрете. Когда Игорь Гузенко, давал интервью (а он время от времени выступал на телевидении), то надевал на голову такой мешок или колпак. Говорили, что это был бумажный мешок, который дают в супермаркетах. В мешке просто прорезали отверстия для глаз, и так он давал интервью, потому что ему вроде бы даже сделали пластическую операцию. За ним охотились. И, кажется, уже в 70-х годах, в Канаде был пойман один из советских шпионов, который признал, что одним из его заданий было обнаружить местонахождение Гузенко.
Евгений Соколов: Да, заочно Гузенко был приговорен к смертной казни, это известно.
Юрий Боголепов: Причем приговор был вынесен не сразу, приговор был вынесен через 10 лет после его бегства, чуть ли не в 55-56-том году.
Евгений Соколов: Сам Гузенко говорил, что им двигали идеалистические побуждения, он просто видел, какая замечательная страна Канада, как она дружественно относится к Советскому Союзу, что она была искренним союзником во время второй мировой войны, и как неблагодарно Советский Союз замышляет что-то против Канады. По-видимому, он не рассчитывал ни на какое материальное вознаграждение. Он просто хотел вот так честно сообщить о том, что происходит. Плата за этот поступок была очень высокой, потому что семье Гузенко пришлось отказаться от детей, детей от них забрали, дети говорили только по- . . .
Юрий Боголепов: Да, потом они говорили только по-английски, то есть они не знали, что они русские.
Евгений Соколов: Да, они не знали, что они русские. Да, это все было достаточно тяжело, и в общем-то Гузенко был не очень счастлив в Канаде, скажем прямо. У него были конфликты с канадской службой безопасности, что-то там такое было не то, он не доверял ей и жил достаточно тяжело.
Юрий Боголепов: Он скончался в 82-том году от сердечного приступа, и тогда кто-то из парламентариев предложил наградить его Орденом Канады. Эта идея была отвергнута, потому что тогда канадское правительство не хотело раздражать Советский Союз. И только в прошлом году, недалеко от квартиры, где жил Гузенко на улице Сомерсет в Оттаве, именно той квартиры, куда врывалась советская разведка, чтобы его арестовать, в прошлом году была установлена памятная бронзовая доска. Это было большое событие, об этом писали. И, кстати, инициатору установки этой доски, бывшему правительственному служащему, Эндрю Кавчаку, не так легко было добиться разрешения на установление этой памятной доски, потому что канадские власти думали, как на это посмотрит Россия, что, в общем, это не очень политически корректно, как-никак, это перебежчик. Но все-таки, в конце концов, было решено установить доску.
Евгений Соколов: Но как Вы правильно, Юрий, заметили, бегство Игоря Гузенко дало толчок к началу холодной войны, с этого началось раскручивание всей кампании против Советского Союза, которая, в конце концов, привела к холодной войне.