Задержание - и предлагаемая высылка - американского активиста движения за мир Скотта Паркина является одновременно своевременным и срочным предупреждением об опасности неограниченных полномочий государства. Находившийся в Австралии с июля г-н Паркин стоит перед перспективой депортации после того, как его гостевая виза была аннулирована на том основании, что он представляет собой угрозу национальной безопасности. Сама природа этого инцидента ставит много вопросов, на которые нет ответов, и порождает противоречащие друг другу утверждения. Сторонники г-на Паркина говорят, что он пропагандирует ненасильственный протест против иракской войны, тогда как федеральный генеральный прокурор Филипп Раддок утверждает - достаточно туманно - что АОРБ [Австралийская организация по разведке и безопасности. - прим.пер.] приняла меры по защите общества от "политически мотивированного насилия".
Власти и впрямь могут иметь веские основания для того, чтобы считать г-на Паркина угрозой для безопасности, но мы не знаем этого точно, поскольку они отказываются информировать нас об этом. Г-н Паркин подал апелляцию относительно своей предлагаемой депортации в Трибунал по пересмотру миграционных вопросов, однако г-н Раддок может затребовать отказа в проведении слушания. Здесь явно проявляет себя чисто оруэлловская логика: правительство оправдывает решение ограничить индивидуальные свободы, ссылаясь на национальную безопасность, а затем отказывается предъявить доказательства, поскольку речь идет о национальной безопасности. В том, что правительства прячутся под покровом национальной безопасности, нет ничего нового, однако нынешнее правительство сейчас предлагает, чтобы ему позволили делать это чаще.
Какой бы ни была правда относительно г-на Паркина, случай с ним демонстрирует необходимость должных сдержек и противовесов в расширении правительством антитеррористического законодательства. Как уже отмечалась, данная газета не считает, что правительство должным образом представило подобные меры. Премьер-министр утверждает, что последняя видеозапись "Аль-Каиды, называющая в качестве мишени Мельбурн, является доказательством необходимости более жестких законов, но не приводит сколь-нибудь значимых деталей. Некоторые из предложений - в частности, превентивное задержание подозреваемых в терроризме на срок до 14 дней и "ордеры на контроль", позволяющие отслеживать и ограничивать передвижения подозреваемого на срок до 12 месяцев - серьезно ограничат индивидуальные свободы в тех случаях, когда - уже по самому определению - у властей нет достаточных свидетельств для предъявления обвинений.
Главная проблема, несомненно, будет заключаться в деталях, однако премьер-министр, который дал отмашку на подобные меры даже без должной дискуссии среди своих коллег по парламенту, не смог успокоить нас относительно расширения драконовских по своей сути полномочий государства. Принципиальное значение имеют вопросы: получат ли суды право надзирать за задержанием подозреваемых в терроризме, и будут ли подозреваемые иметь возможность пользоваться услугами юристов? Весьма утешительно, что г-н Джон Говард кажется готовым предусмотреть четкий срок, после которого законы будут автоматически пересматриваться. И есть надежда на то, что правительства штатов, чье сотрудничество необходимо в проведении в жизнь некоторых из законов, потребуют должных мер предосторожности.
Тем временем лейбористы, которые заметно не проявляли энтузиазма в критике антитеррористических предложений, должны настоять на проведении АОРБ брифинга относительно статуса г-на Паркина в плане безопасности. Г-н Раддок отрицает, что г-н Паркин был задержан для того, чтобы проверить готовность общества к введению жестких законов о безопасности. Но давайте в любом случае рассматривать это как такой тест, и скажем правительству, что мы не пожертвуем своими свободами просто из доверия [к нему].