Дэвид Джонсон (David Johnson) - старший научный сотрудник Института Международной Безопасности (World Security Institute)
Вопрос: Какие у Вас впечатления от работы клуба "Валдай"?
Джонсон: Я участвую в мероприятиях клуба во второй раз. Две трети участников нынешней встречи принимали в ней участие и в прошлом году, остальные были новичками. Были приглашены как западные, так и российские представители - по 40-45 человек с каждой стороны. Впечатления от нынешней встречи были, в основном, положительными. На заседаниях выступали как россияне, так и западные эксперты. Было множество неформальных дискуссий, которые, как я думаю, лучше подходят для обмена новыми идеями и информацией - на формальных встречах многие вопросы обсуждать сложно.
В этом году клуб "Валдай" стал очень полезным событием. И я думаю, что в этом со мной согласятся почти все участники встреч. Западных гостей удивил калейдоскоп российских политиков, которые принимали участие в конференции. Было очень приятно встретиться со знаменитыми россиянами, принадлежащими к различным политическим лагерям. Например, там были известные политики-либералы Ирина Хакамада и Владимир Рыжков, а также такие политологи, как Сергей Марков, Вячеслав Никонов и Виталий Третьяков, известные своей близостью к власти. Я думаю, что организаторам конференции удалось провести ее в западном стиле. Это еще раз показывает, насколько значителен прогресс, достигнутый Россией.
Мы получили редчайшую возможность пообщаться с президентом Путиным, с министром обороны Ивановым и министром иностранных дел Лавровым. Перед нами также выступал Сурков, которого считают "серым кардиналом" нынешней администрации Президента России.
Вопрос: Какое впечатление на Вас произвел президент Владимир Путин?
Джонсон: Год назад нам посчастливилось провести с ним около 3.5 часов - разговор проходил на фоне бесланской трагедии. На этот раз встреча была более формальной. Она проходила в Кремле, в здании где находится кабинет президента России. Встреча продолжалась не более 2.5 часов. В этом году Путин выглядел более оживленным и вел себя более энергично.
Путин - впечатляющая личность с огромной энергией. Он может свободно рассуждать на самые разные темы. У меня сложилось впечатление, что Путин произвел очень хорошее впечатление на всех участников. Очень важно, что Путин сделал четкое заявление о том, что не будет баллотироваться на третий срок и не будет вносить изменений в Конституцию России. Все иностранцы, принявшие участие в работе клуба "Валдай", на протяжении многих лет пристально наблюдают за развитием ситуации в России. Мне показалось, что Путин в какой-то мере прислушивается к мнениям западных экспертов, которых, кстати, он поблагодарил за долгую 'верность' России.
Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, заявления Путина были откровенными и правдивыми?
Джонсон: Я думаю, что Путин говорил довольно откровенно. Безусловно, к любому политику можно относиться с долей недоверия, так как все они - мастера говорить то, что желает услышать аудитория. Более того, некоторые люди считают, что подобные способности Путин проявляет со времен службы в КГБ. Однако, в целом, я думаю, что те, которым посчастливилось беседовать с ним в течение этих пары часов, подтвердят мои слова о его открытости и правдивости.
Путин был честен с нами. В этом году тема Чечни не очень афишировалась. Но я помню, как в прошлом году на меня произвело большое впечатление, что Путин весьма критично оценивал политику в Чечне - его критика была адресована не только прежней администрации, но и его собственной. Это лишь один пример того, насколько он может быть откровенным.
Вопрос: Каким образом работа клуба "Валдай" влияет на имидж России в мире?
Джонсон: Трудно сказать. Несколько лет назад правительство России пришло к выводу, что надо тратить больше усилий на то, чтобы 'продавать' Западу больше позитивной информации о России. Клуб "Валдай", работу которого финансирует российское государственное информагентство, один из способов для осуществления этой цели.
Европейские участники конференции - люди очень известные в своих странах. В случае с американскими экспертами ситуация несколько иная. Встречи Путина с европейцами, которые более заинтересованы в Москве, чем их американские коллеги, могут оказать какое-то влияние на то, как мир оценивает ситуацию в России. Я не думаю, что организаторы этих встреч питают большие иллюзии относительно того, насколько можно изменить имидж России. Однако я уверен, что они понимают, насколько важно общаться с западными экспертами и поддерживать их интерес к России.
Вопрос: Поняли ли Вы, в каком направлении движется Россия?
Джонсон: К сожалению, я посещаю Россию не так часто, как остальные участники конференции, и мой русский язык не столь хорош. Судя по моим разговорам с экспертами, можно заключить, что они очень впечатлены достижениями России, особенно в сфере экономики. И этот прогресс заметен не только в Москве. Люди, которые делают бизнес в России и которые заинтересованы в политической стабильности, как я думаю, больше всех довольны результатами действий президента Путина. Есть и другие, которые более чувствительны к политическим изменениям в стране и которых волнует ситуация с правами человека, - они относятся более критически к тому, что произошло в России за последние два года. Однако, в целом, многие специалисты считают, что Россия движется в правильном направлении в сфере экономики, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для дальнейших позитивных изменений в политической и социальной сферах.