Андерс Ослунд\Anders Aslund, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный Мир\Carnegie Endowment for International Peace:
Не думаю, что экономические проблемы, такие как коррупция или безработица, послужили основной причиной "цветных" революций, произошедших в некоторых странах СНГ. Скорее всего, основной причиной послужило стремление их народов к демократии и свободам. Если рассмотреть экономическое положение данных стран, то мое предположение подтверждается. Грузия и Кыргызстан действительно являются очень бедными странами. В этих государствах, даже если и был какой-либо экономический рост, то широкие слои населения его просто не ощущали. Наоборот, экономика Украина в течение пяти лет перед "оранжевой" революцией была на подъеме. Таким образом, основными причинами революций в большей степени были несправедливости, которые творились в стране, а не проблемы коррупции и бедности.
Сегодня мы видим, что на Украине 'оранжевая' революция закончилась. Кабинет Юлии Тимошенко проводил крайне популистскую экономическую политику, что в данном случае не имело никакого смысла. Тимошенко попыталась протолкнуть программу реприватизации в масштабе всей страны. Естественно, эта идея стала дестабилизирующим фактором, так как она ущемляла права уже сформировавшегося слоя собственников. Это также оказало отрицательное влияние на экономический рост в Украине. Кроме того, кабинет Юлии Тимошенко значительно увеличил социальные расходы, что, в свою очередь, должно было привести к значительному повышению налоговых ставок. И, наконец, Тимошенко была сторонником активного вмешательства государства в экономику, в особенности в области регулирования цен. Президент Ющенко высказывался за диаметрально противоположную экономическую политику.
В Кыргызстане изменилось немногое. Можно сказать, что во власти одна группа людей сменила другую. Говорить о каких-либо переменах довольно трудно. В Грузии был проведен ряд серьезных экономических реформ, за короткое время удалось резко снизить уровень коррупции. Тем не менее, руководство Грузии до сих пор не сумело разработать конкретный план развития страны.
Джастин Логан\Justin Logan, научный сотрудник экономического исследовательского института CATO Institute:
На примере Украины можно видеть, что в странах, где произошли 'цветные' революции, существовало единство мнений о необходимости проведения реформ. Однако нельзя говорить о том, что был выбран некий конкретный подход. Исчез старый режим, к власти пришла новая и весьма разношерстная политическая элита. В этих условиях довольно трудно учесть мнения и желания всех и вся. Поэтому, думаю, что пока рано говорить о каких-либо серьезных изменениях в странах, переживших революции. Другая проблема, которую можно было наблюдать, в частности в Кыргызстане, заключается в том, что со сменой старого руководства не произошло смены властных чиновнических структур. Таким образом, в этой республике произошла лишь смена верхушки власти.
Слишком рано говорить о том, что после отставки Юлии Тимошенко президент Украины Виктор Ющенко повернется в сторону России. Ведь даже еще до "оранжевой" революции воззрения Тимошенко по многим вопросам кардинально отличались от взглядов Ющенко. Их объединило желание справиться с Кучмой. Естественно, что существует определенная зависимость Украины от России, в частности, в энергетическом секторе. Тем не менее, явно преждевременны разговоры о том, что руководство Украины намерено снова "прислониться" к Москве.
Марк фон Хаген\Mark von Hagen, профессор отдела российских и восточноевропейских исследований исторического факультета Колумбийского Университета\Columbia University:
В Украине усиливается разочарованность в новом правительстве. Однако по-прежнему остается надежда, что произойдут изменения к лучшему. Я считаю, что последние события - начало этих изменений. Когда Ющенко пришел к власти после так называемой "оранжевой" революции, он собрал компромиссное правительство - из людей, которые ему помогали во время выборов. Проблема в том, что они слишком амбициозны, чтобы поладить друг с другом. Каждый из них очень самолюбив. В результате, в правительстве боролись разные "эго".
В течение последних месяцев в Украине было много скандалов и делалось множество критических заявлений, но при этом не наблюдалось особых достижений в области реформ экономики, политики, юридической и военной систем. В области внешней политики Украина усердно укрепляет свои прозападные позиции и старается разработать идеологию новых отношений с Россией. Однако, кроме риторики, мало чего изменилось. Тем не менее, я считаю, что шанс на улучшение ситуации остается.
Каковы ближайшие перспективы Украины сказать трудно, не зная, кто составит новое правительство. Если придут к власти те же люди, то у реформ перспективы не очень хорошие. Другое дело, в правительство войдут не коррумпированные и эффективные управленцы. Хотя, надо сказать, что меня с самого начало поражало, сколько в правительство Тимошенко входило олигархов или близко связанных с ними людей. Мне не понятно, как вести борьбу с олигархами, если новых олигархов приводят к власти. Конечно, Украина - не единственная страна с подобными проблемами, просто были надежды на что-то другое. Но, как говорят в России, "хотелось как лучше, а получилось как всегда". Скоро состоятся выборы. Если страна не увидит каких-то изменений, то Ющенко может потерять то большинство, которое у него осталось в Раде. В последствии, правительство откажется с ним работать, и он ничего не сможет поделать. Стоит и вопрос конституционной реформы, которая приведет к превращению страны в парламентскую республику. Однако это не в интересах некоторых политиков, в том числе и самого Ющенко.
Происшедшее на Украине учит нас реально относиться к политическим переменам. Не стоит кричать "ура" и полностью расслабляться лишь потому, что общество стало более активным. Борьба за демократический прогресс намного более трудна и требует намного больше времени. Она также намного менее романтична, чем принято считать.
Рафис Абазов\Rafis Abazov, научный сотрудник Института Гарримана\Harriman Institute, автор книги "Исторический Словарь Кыргызстана"\Historical Dictionary of Kyrgyzstan:
Как бы мы не относились к прошлому на уровне эмоций, самое главное, что заметен спад накала страстей, спад остроты конфронтации. До марта 2005 года в Кыргызстане шла жестокая конфронтация, каждая из сторон готова была идти на радикальные меры, чтобы добиться своих целей, причем не слушая оппонентов. Конечно, революция в Кыргызстане прошла не по учебнику, было отмечено очень много неприятных моментов - в какой-то момент воцарился хаос, анархия. Нельзя сказать, что все проблемы республики остались позади.
По-видимому, можно провести некую аналогию между Кыргызстаном, Грузией и Украиной. Во всех этих странах перед выборами развивалась конфронтация, которая могла вылиться в очень серьезные беспорядки. "Цветные" революции, если их можно назвать революциями, "выпустили пар" и привели к власти других людей. Мы пока не знаем, как новые лидеры страны будут решать проблемы, выполнят ли свои обещания в области демократизации, социальных и экономических реформ, борьбе с коррупцией. К сожалению, каждый из лидеров во всех трех республиках, несмотря на демократические лозунги и идеи, уже исчерпал себя в кадровом плане - у власти остаются одни и те же лица. Если будут проводиться реформы, и власти будут поощрять предпринимательство, то в стране сформируется значительный "средний класс". Представители "среднего класса" - это люди, которые глубоко обдумывают свои политические симпатии и антипатии. Рост "среднего класса" позволит стране стабильно развиваться как в экономическом, так и в политическом плане.
Майкл Светлик\Michael Svetlik, региональный директор европейских и азиатских программ исследовательской организации IFES, занимающейся поддержкой демократических обществ во всем мире:
Во всех трех странах - Грузии, Украине и Кыргызстане - так называемые революции привели к новой стадии в социальном и политическом развитии обществ. Результаты этих событий пока неизвестны - делать выводы еще слишком рано. Можно отметить, что существуют некие признаки, показывающие, что в них развиваются гражданские общества. Однако видны и противоположные тенденции, особенно в Грузии. У каждой революции были свои причины, в каждой стране шли уникальные процессы. Не забывайте также, что эти страны ныне находятся на разных фазах демократизации.
В Грузии оппозиция одержала убедительную победу. Она сплотилась вокруг правительства Саакашвили, а ее оппоненты еще не собрались с силами. В Украине иная ситуация: одна мощная политическая коалиция противостоит другой. В Кыргызстане расклад сил напоминает грузинский. Трудно сказать, реализуют ли свои обещания политики, пришедшие к власти. Известно одно: одни свободные выборы - это не революция. Для демократии нужно гораздо больше. Следующий цикл выборов многое решит и покажет, чего на самом деле стоят эти революции и революционеры.
Джеймс Вертш\James Wertsch, директор отдела международных исследований Вашингтонского Университета в Сент- Луисе\Washington University in St. Louis:
Ситуации на Украине и в Грузии очень разные. Новые власти Грузии действуют достаточно успешно - экономика развивается, число туристов растет. Много важнее, что лучше собираются налоги - это показывает, что население не просто уважает государственную власть, но и доверяет ей. Про налоговую ситуацию в Украине я знаю немного. Хотя могу сказать, что решение Ющенко о смене правительства - крайне тревожный знак. Неизвестно, кто победит на предстоящих парламентских выборах, из-за этого Украина находится в "подвешенном" состоянии.
Главная разница между Украиной и Грузией заключается в том, что в Грузии победившие силы не раскололись даже после трагической смерти Зураба Жвании. Вероятно, это их самое значительное достижение. У Грузии хорошие перспективы оставаться лабораторией для построения демократии и гражданского общества в регионе. Укрепление экономики республики - лучший путь разрешения территориальной проблемы. Процветающая Грузия будет привлекательным примером для соседей, в том числе и для Абхазии и Южной Осетии. Есть надежда, что отпавшие от Грузии регионы захотят воссоединиться с ней по экономическим причинам. К сожалению, в Грузии заметны тенденции давления на оппозицию - покушения на политических противников, закрытие оппозиционных телекомпаний. Этот процесс нужно остановить.
Будущее Украины после ухода Тимошенко предсказать намного сложнее. Сейчас Украина переживает тяжелый период. Я надеюсь, что не произойдет раскола на украинскую и русскую часть страны.