'Дерьмовая демократия' - такой была спонтанная реакция Павла Мачихина на результаты выборов. В итогах берлинских выборов московский таксист видит подтверждение своей точки зрения, что 'этот дурацкий парламентаризм' никому не нужен. 'Если уж он и немцам не подходит, то мы правильно сделали, избрав Путина'. Этот 42-летний человек предпочел бы избрать своего президента на пожизненный срок.
Действительно, трудная ситуация в далеком Бундестаге становится для многих россиян последним доказательством. Для широких масс хаотичный переход к демократии в бытность Ельцина и без того превратился в стресс. Много жалоб только из-за роста масштабов бюрократии и коррупции.
Путин продолжает молчать по поводу результатов выборов в Германии, хотя его позицию очень хотят знать все. Пока говорится следующее: хорошо знакомый канцлер из СДПГ был бы, конечно, предпочтительнее для друга в Кремле. Но в связи с существующим и без того 'стратегическим партнерством' русские не боятся неудачи и в случае, если канцлером станет представитель ХДС. Об этом свидетельствует вчерашнее заявление, сделанное в Совете Федерации, контролируемом непосредственно Путиным: к любому исходу политической борьбы в Германии Россия отнесется спокойно.
Очевидно, не безразлично для московских экспертов следующее: 'Нет секрета в том, - считает известный политолог Борис Шмелев, - что Германия для нас играет в Европе ключевую роль'. Немецкий партнер занимает после Белоруссии в целом даже второе место. 'Если сменится руководство, новое направление получит немецкая внешняя политика, - в этом профессор истории уверен. - Труднее будет в любом случае'. От правительства ХДС следует ожидать большего внимания к Вашингтону, возрождения евро-атлантической солидарности и более ясной политики по отношению к Варшаве.
Заведующего сектором геостратегических проблем российского Института мировой экономики и международных отношений Сергея Казенова приход консервативного канцлера заставляет с недавних пор тоже задумываться. То, как Меркель (Merkel) собирается строить отношения с 'промежуточным слоем' в лице Польши и других бывших государств восточного блока, усложнит все контакты. В то же время Шредер (Schroeder) заслуживает у Казенова только похвалу. 'Он, что касается демократических процессов в России, прагматичнее. Он понимает, что России либеральные ценности Европы мало чем могут помочь. Прежде всего, он не давит на Путина, с учетом этого социал-демократ гарантирует стабильность. - Тот, кто, являясь европейцем, не учитывает российские особенности, подталкивает Россию в сторону Китая'.