Нью-Дели. Не частный случай в истории, когда спустя 60 лет после принятия декларации ООН, сообщество наций не смогло договориться и выработать курс нового тысячелетия. Пакет реформ, как и расширение состава Совета Безопасности, так и остались без рассмотрения. Перед лицом однополярности главного казначея, США, и в меньшей степени, Великобритании, зрелище, которое на прошлой неделе продемонстрировала правящая верхушка ООН, было не более чем возможностью произнести приветственные речи и демонстрацией дипломатической вежливости на высоком уровне международных отношений.
Сессия ООН продемонстрировала поляризацию взглядов, разочарование и даже крушения надежд среди развивающихся государств. Выпущенный накануне сессии Доклад ООН о человеческом развитии в 2005 году, отчетливо продемонстрировал, что намеченные цели развития не были достигнуты. И речь идет не только о странах Азии, или Африки, но также и об Америке Джорджа Буша. Этот неуспех был с некоторым испугом отражен в итоговом документе сессии. Скорее, не как самое существенное, а лишь в виде благих намерений.
В значительной степени цели развития человечества не были достигнуты как раз из-за ключевых направлений внешней политики США. То, что американский президент сосредоточил свое внимание на проблеме свободной торговли, лишь подчеркнуло однополярность, гибельную для бедных наций. А речь господина Тони Блэра, как цинично заметили западные СМИ, почти насильно увела саммит от повестки, казавшейся ключевой - реформы и совместные цели борьбы с бедностью.
Реформа ООН после войны в Ираке, вне всякого сомнения, стала необходимостью. Невозможность прийти к согласию по вопросу реформы была продиктована двумя причинами - отсутствием единства и гротескной демонстрацией того, что международные законы могут быть попраны сверхсилой. Это в значительной степени подорвало полномочия ООН положить конец конфликту. Следовательно, в определенной степени развивающийся мир имеет право выбирать свой путь. Намерение удвоить бюджет ООН на поддержку прав человека, так и остались обещаниями из-за жесткой оппозиции государств с авторитарным режимом. Но самой большой неудачей была дискуссия по вопросу о составе расширенного Совета Безопасности. И то, что вопрос запутался в вето, было достаточно ожидаемым. В 35-страничном документе всего один параграф отмечает, что в течение года будет рассмотрен вопрос о привлечении новых государств в состав Совета Безопасности ООН. В итоге он по-прежнему остался тщательно оберегаемым анахронизмом.
Спустя 60 лет после своего основания, ООН отражает реалии эпохи окончания Второй мировой войны, а вовсе не сегодняшнего дня. Единственную надежду вселяет то, что Индия, Япония, Германия и Бразилия не сдадут своих позиций.