То, что Беларусь - страна "закрытая" в инвестиционном плане, общеизвестно. Причиной тому - своеобразная экономическая политика и отсутствие прочных законодательных гарантий для потенциальных инвесторов. Однако во всем этом присутствует парадокс, недавно признанный даже Международным валютным фондом, который констатирует сохранение высоких темпов экономического роста в Беларуси.
Официальный Минск убежден не только в том, что показал пример, как можно жить и развиваться, не пользуясь "подачками", но и в том, что эта прогрессивная стабильность будет только усиливаться. Более того, Александр Лукашенко на днях заявил, что в его планах на ближайшие пять лет поднять ВВП на 50%, среднюю зарплату - до 500 долларов, а также вдвое сократить уровень малообеспеченности в стране.
Что же вселяет в белорусского лидера такую уверенность во взятом экономическом курсе и что стоит за развивающейся экономикой руководимой им страны? Об этом мы попросили рассказать руководителя аналитического центра "Стратегия", председателя Национального совета ПРО ООН по подготовке национальных отчетов Леонида ЗАИКО.
Выжимание социалистического лимона
- Накануне нашей встречи вы сказали, что "виновником белорусского экономического чуда" надо назвать американского президента Джорджа Буша. Неожиданное утверждение. А вот белорусский президент убеждает всех, что все так хорошо только потому, что он ведет страну правильным курсом. Кому же верить?
- Социальный, политический и экономический циклы в Беларуси действительно своеобразные. Белорусская модель госустройства отличается от тех, которые называются либеральными. Да, в Беларуси вообще не было ни инициаторов, ни проводников либеральных реформ. Так получилось, страна оказалась прочно советской. И тот вариант развития, который был избран (еще до Лукашенко), оказался наиболее привычным и понятным - регулирование экономических процессов.
То есть наши власти просто не знали, что это такое - либеральные реформы. Кстати, как рассказывали мне коллеги, когда Лукашенко стал президентом, на одной из первых встреч с правительством он спросил: "Кто знает, как надо работать в рыночных условиях?" Ему отвечают: "Нет, не знаем, не умеем. . ." Он: "Раз не умеете - будете работать так, как работали в советские времена".
А дальше он видел примеры того, как происходили быстрые перемены и в странах Балтии, и в России. Видел реакцию белорусов даже на разговоры о возможных переменах (тем более, сделать их быстро и безболезненно никому не удавалось) - естественно, отрицательную. Потому что люди привыкли жить так, как жили в Союзе. Поэтому у нас и сохранилась до начала нынешнего века ситуация, которую я называю "выжимание социалистического лимона".
Но проблемы-то все равно возникают, несмотря на незначительные шаги в направлении экономической либерализации.
В Беларуси всего 5 предприятий дают треть (!) всего роста. Около 40 предприятий дают 70% экспорта, они и обеспечивают поступление в страну денег. Я говорю о госпредприятиях. Кстати, если бы их разрешили приватизировать - началась бы такая "гражданская война"! Это же миллиарды долларов... Так вот, предприятия работают, деньги от них не уходят - и тут начинается нефтяной бум. Цены на нефть пошли вверх, хотя все боялись, что война в Ираке приведет к их падению. Вот если бы цены обрушились, тогда бы и случилась просто страшная экономическая катастрофа в России. А мы ведь крепко к ней привязаны, значит, и нам бы сильно не поздоровилось.
А тут - мировой рынок поднял цены на нефть, что создало мощнейшую валютную подпитку России и. . . Беларуси. У нас же есть собственные нефтехимические предприятия, крупнейшие в бывшем СССР.
Вот если раньше мы на нефти зарабатывали около полутора миллиардов долларов, то теперь - свыше трех! Ежегодно. Раньше мы просили: "Дайте нам кредит хоть на 300-400 миллионов - на реформы!", а тут "ниоткуда" в руки падает два миллиарда долларов дополнительных денег. Мы стали продавать нефть в Голландию, это сейчас у нас второй после России партнер, покупающий белорусские нефтепродукты. В Великобританию (третий партнер). . . Зачем теперь Беларусь будет разговаривать с МВФ, с западными и российскими банками?
Золотой дождь нефтедолларов
- Но если та же Россия не скрывает, что на нее сыплются нефтедоллары, то у нас я что-то ни разу об этом не слышала. Нам просто говорят: экономика Беларуси растет как на дрожжах. . .
- Так ведь в России общество все же дискутирует по разным поводам жизни страны, а у нас все вопросы решаются одним человеком - президентом Лукашенко. Он лишь информирует, что деньги идут в бюджет страны. А, кстати, бюджет у нас уже два года с ежегодным профицитом до 350 миллионов долларов. Да еще и инфляция практически остановилась. Что тоже является парадоксом для экономистов. Но эти темы в обществе не обсуждаются, и создается впечатление, что никому до этого дела нет, главное, чтобы зарплата росла.
Вот во всем этом и заключается нынешнее белорусское экономическое чудо. Его "сочинили" два чужих президента - Джордж Буш, из-за чьей "активной жизненной позиции в Ираке" цены на нефть пошли вверх, и Путин, который не запрещает своим олигархам продавать для переработки нефть в Беларусь. Притом по "дружеским" ценам. Благодаря этим двум главным нашим "спонсорам" экономика Беларуси и развивается.
И все же существует неверное представление о том, что у нас происходит в действительности. Во-первых, на нас просыпался дождь из нефтедолларов, и это сразу же стимулировало рост заработной платы в нефтеперерабатывающей и химической промышленности. А дальше увеличение доходов пошло и в других секторах народного хозяйства. Более того, за последние два-три года белорусы уже подошли к третьей волне потребительства (первая волна - когда рынок насыщается продовольствием, вторая - товарами повседневного спроса), когда пошел рост покупок товаров длительного пользования: автомобилей, холодильников, телевизоров, жилья. Телевизоров белорусы в прошлом году, например, купили на 70% больше, чем покупают обычно. И в нынешнем году рост доходов населения увеличился на 19% по сравнению с прошлым.
Но что дальше? А дальше начинает показывать свою силу такой механизм: если в экономике возникает эффект снежного кома, идет увеличение общей динамики, объемов выпуска промышленных товаров, то этот механизм захватывает с собой все сферы деятельности государственной машины. Экономика работает с большей скоростью, что стимулирует внутренний рынок. В свою очередь он стимулирует производство, растут доходы населения. То есть сначала нефтедоллары простимулировали внешний рынок, теперь внутренний.
Кстати, Латвия как страна, входящая в ЕС, может рассчитывать на рост внутриевропейского рынка. Нам на это, естественно, рассчитывать не приходится.
Импортом можно прикрыть дырки, но не заменить платье
- А если вдруг цены на нефть резко упадут?
- Как раз накануне в Академии наук эта тема обсуждалась учеными-экономистами. Их оценки таковы: за счет высокого роста производства и потребления энергопродуктов в Китае и Индии динамика цен на нефть, очевидно, резко вниз не пойдет. А мировой рынок уже стабилизировался. Так что пока можно не бояться обвала "нефтяных" денег.
И вторая особенность ситуации, я о ней говорил: когда с ускорением начинает работать экономика, в этом процессе мы сами себя вытаскиваем из того кризиса, в который попали после развала Союза.
Скажу еще вот что: наши предприятия не успевают за этим ростом! В Беларуси спрос превышает предложение, и приходится закрывать эту брешь импортом. Но это очень опасные тенденции. Потому что рост импорта может посадить на мель наши отечественные предприятия.
- Да, мы постоянно слышим: покупайте белорусское! Но оно же несопоставимо ни по качеству, ни по цене. . .
- И в Латвии есть этот лозунг, и в России - своих производителей надо защищать. Но в этом и заключается дилемма белорусской экономической политики. Я это называю "ловушка для Лукашенко". Если доходы людей растут, а плановая экономика выдает товары низкого качества с высокими ценами, то народ переключается на импорт. Им можно только прикрыть дырки, но не заменять все платье. Мы, экономисты, все время говорим: за нефтедоллары надо срочно модернизировать свои предприятия!
Но вас за то, что хотите купить импортную обувь, никто по рукам бить не будет. . .
- По рукам бьют тех, кто ее в Беларусь завозит!
- Да, это есть. . . Но они же не конкуренты большим предприятиям. У нас действительно пришло время реформировать предприятия, часть их продать, создать совместные структуры. А это не делается. Вот в чем наша основная проблема! Мы не используем окно возможностей, не используем благоприятную конъюнктуру, которую нам подарили Буш и Путин.
Лукашенко пора делать то, от чего он все годы отказывался.
О завтрашнем дне страны надо думать, а не игнорировать экономические законы и не радоваться чудесам.