В понедельник Германия отметила 15 лет с момента своего воссоединения, и этот рубеж был пройден лишь с малой толикой той эйфории и оптимизма, которая характеризовала прежние опьяняющие времена. Почти непреодолимая стена, некогда разделявшая Берлин, давно осталась в прошлом, но этот символ "холодной войны" продолжает отбрасывать свою тень на настоящее. Как показывают окончательные результаты затянувшихся всеобщих выборов в Германии, нация, питающая самую мощную экономику в Европе, испугана, мрачна и разделена. Затянувшийся на две недели после самих выборов тупик, похоже, был пройден в минувшие выходные в результате запоздавших выборов в восточном городе Дрезден, давших консервативному Христианскому демократическому союзу преимущество в четыре места перед правившей Социал-демократической партией. Ожидается, что лидер ХДС Ангела Меркель будет объявлена канцлером - первым из бывшей ГДР, - заменив Герхарда Шредера, чье семилетнее правление не смогло излечить болезни Германии. Его отставка откроет путь для первой с 1969 года "великой коалиции" партий.
На первый взгляд, это кажется дорогой к дальнейшему параличу. Стагнация в Германии - как и во Франции - требует срочных, далеко идущих и болезненных экономических реформ. Страна сталкивается с наиболее острой с 30-х годов безработицей, растущим государственным долгом и быстро стареющим населением, которое угрожает взорвать систему социального обеспечения. Хотя сторонница реформ г-жа Меркель и известна как "германская Маргарет Тэтчер", сомнительно, чтобы она смогла убедить своего партнера по коалиции, пожавшего горькие плоды собственной попытки осуществить скромные реформы, прибегнуть к горькому лекарству. Привыкшие к щедрости социального обеспечения, относительной защищенности рабочих мест и ранней пенсии немцы, что вполне понятно, не рвутся распрощаться с легкой жизнью. Но очевидно, что в нынешней конкурентной глобальной среде статус-кво более поддерживать невозможно.
Инерция в Германии несет угрозу остальной Европе и даже странам за пределами континента. Борющимся соседям выздоровление Германии необходимо для того, чтобы оживить собственные экономики. Развивающийся Европейский Союз, ныне преодолевающий последний дипломатический кризис в связи с вопросом о приеме Турции, нуждается в живой и заинтересованной Германии у своего руля. Но, возможно, есть основания и для оптимизма. В конце концов, обе главные политические партии признают необходимость серьезных реформ: тот факт, что политические плоды им придется пожинать вместе, может подтолкнуть их к совместному принятию жестких решений. Главная надежда Германии - на то, что новая коалиция не упустит эту возможность и сделает необходимое для обновления двигателя в сердце Европы.