Варшава - На Украине была оранжевая, в соседней Грузии - розовая. А Беларусь пока еще не выбрала цвет для своей революции.
В 1989 году, когда первые ветры перемен разметали советскую империю как карточный домик, в Чехословакии прошла "бархатная" революция. Счастливые чехи, счастливые словаки. Белорусы не ожидают, что у них все пройдет так же гладко.
"Возможно, будет больше похоже на Румынию, - говорит Антон Сялежникау (Anton Cialezhnikau), 23-летний активист демократического движения из Беларуси. - Лукашенко довольно жестокий лидер, и у него имеются мощные инструменты подавления".
Президент Александр Лукашенко - главное действующее лицо того, что президент Буш назвал "последней диктатурой в Европе".
Однако после того, как воля народа смогла смести коррумпированные недемократические режимы на Украине в прошлом году и в Грузии за год до этого, появилось ощущение, что дни Лукашенко сочтены. Оппозиционное движение потихоньку набирает силу внутри и за пределами этой бывшей советской республики, зажатой между Россией и Польшей.
Поддержка из Польши
Польша стала важной вспомогательной базой оппозиционного движения. В прошлом месяце, когда Лех Валенса (Lech Walesa), Вацлав Гавел (Vaclav Havel) и другие герои 1989 года собрались у ворот гданьской судоверфи, чтобы отметить 25-ю годовщину движения "Солидарность", они напомнили миру, что революция еще не завершена. Позднее, на рок-концерте в Варшаве группа из Беларуси "N.R.M." завела молодежную аудиторию, которая начала скандировать: "Свободу нашим соседям".
Тем временем польские политические лидеры бьют в барабаны во властных коридорах Европейского Союза, привлекая внимание к белорусской оппозиции и призывая европейские державы более активно помогать ей.
"Европейский Союз не может иметь у своих границ такую страну, как Беларусь", - говорит Януш Онышкевич (Janusz Onyszkiewicz), бывший министр обороны Польши, являющийся сейчас вице-президентом европейского парламента.
Все это вызывает ярость Лукашенко, бывшего председателя колхоза и советского аппаратчика, пользующегося политической поддержкой президента России Владимира Путина. Лукашенко отомстил Варшаве, применив жесткие меры против живущих в Беларуси этнических поляков. В ответ Польша отозвала своего посла из Минска, и польско-белорусская граница стала вдруг одной из холоднейших в Европе.
"Наша точка зрения заключается в том, что Европа больше, чем Европейский Союз, и что ЕС должен чувствовать ответственность за всю Европу. Однако спросите любого политика из Западной Европы: 'Что происходит в Беларуси?', и он подумает: 'Хм, как Путин отреагирует на то, что я скажу?' - сказал Эдмунд Внук-Липински (Edmund Wnuk-Lipinski), аналитик располагающейся в Варшаве компании "Collegium Civitas". - Большинство европейцев не избавились от уходящего корнями в эпоху "холодной войны" чувства, что Беларусь каким-то образом принадлежит России".
Активист-демократ Сялежникау выразил это следующим образом: "Пока ЕС и США пытаются задобрить Путина, наше положение будет оставаться неизменным".
Сялежникау является типичным представителем нового поколения молодых активистов, инициировавших мирные смены режимов на Украине, в Грузии и Сербии. Студент четвертого курса университета, он получает образование в сфере маркетинга и менеджмента. Он и его товарищи-активисты заменили революционную риторику бизнес-планами, а бороды - на смартфоны и коммуникаторы. Их оружие - интернет.
"У нас есть бизнес-план начала революции, - говорит 28-летний Виталий Локманау (Vitali Locmanau), активист созданного в Польше "Союза в поддержку демократии в Беларуси". - Сейчас мы объединяем частные компании, неправительственные организации и других людей с финансовыми ресурсами в сеть, которая будет помогать оппозиции. Затем мы должны будем заняться политическим маркетингом, - сказал Локманау, обладающий дипломом экономиста и работающий представителем польской компании в Беларуси.
Главной белорусской оппозиционной организацией является "Зубр", названный в честь редкого животного, еще встречающегося в девственных лесах Беларуси. Созданная по образцу сербского "Отпора", грузинской "Кмары" и украинской "Поры", "Зубр" является организацией, в которой преобладают двадцатилетние люди, стремящиеся к ненасильственному выражению протеста. Однако их действия зачастую жестоко подавляются режимом Лукашенко.
Со многих точек зрения Беларусь представляет собой нечто вроде хорошо сохранившейся советской республики времен "холодной войны". Средства массовой информации находятся под жестким контролем. Государственное телевидение передает репортажи о сельском хозяйстве, хвалебные песнопения о Лукашенко и практически больше ничего.
КГБ живет и здравствует. Даже после распада СССР белорусская организация не озаботилась сменой имени.
"А зачем им это? - спрашивает Локманау. - Это очень сильное брендовое имя".
В преддверии предстоящих в следующем году выборов Лукашенко назначил главой своей администрации Виктора Шеймана. Как говорят следователи, уже покинувшие страну, прежней задачей Шеймана была организация команд, убивших четырех самых активных оппонентов Лукашенко.
Месяц назад Лукашенко запретил иностранную помощь в любой политической деятельности, лишил неправительственные организации возможности свободно действовать на территории Беларуси и существенно затруднил въезд и выезд из страны молодым людям. Он также установил ограничения на передачу иностранной музыки на радио.
В преддверии выборов белорусская оппозиция выбрала кандидатом в президенты физика, обучавшегося одно время в США. Около 800 представителей оппозиционных партий и движений Беларуси назвали на съезде в Минске своим представителем Александра Милинкевича.
"Белоруссия будет следующей"
"Мы верим, что Беларусь будет следующей после Грузии и Украины", - сказал Милинкевич агентству "Associated Press".
Однако демократическое движение понимает всю трудность предстоящей задачи.
"Беларусь получила независимость на блюдечке, - сказал Сялежникау, имея в виду распад Советского Союза в 1991 году. - Теперь мы понимаем, что мы должны приложить усилия, чтобы получить ее обратно".