Если считать, что всеобщие выборы и мирный переход власти составляют основу демократии, то президент Владимир Путин оставляет наблюдателям надежду на то, что демократия в России, хоть и с серьезными нарушениями, характерными для периода его правления, еще существует.
После нескольких месяцев размышлений о том, как использовать свое влияние на Думу, на прошлой неделе Путин отказался от идеи изменения Конституции с тем, чтобы в 2008 году иметь возможность баллотироваться на третий президентский срок, заявив, что он не собирается 'всю жизнь сидеть в Кремле'.
Однако Владимир Путин не собирается также и покидать политическую арену, как это сделал его непредсказуемый предшественник Борис Ельцин. Путин заявил, что останется в политике и в той или иной форме будет принимать участие в жизни страны (читай: через выбранного им самим преемника). Некоторые утверждают, что россияне с этим вполне согласны.
'При Путине доходы россиян увеличились почти втрое, - говорит руководитель инвестиционного фонда 'Hermitage' в России Вильям Браудер (William Browder). - И поэтому он довольно популярен среди своих соотечественников. Люди не хотят перемен, когда их жизнь налаживается'.
Недавнее подтверждение решения суда в отношении нефтяного магната Михаила Ходорковского, приговоренного к восьми годам лишения свободы, а также визит людей в гражданской одежде в гостиницу его канадского адвоката с целью выдворения его из России вновь дали повод западным наблюдателям обвинять Путина в отходе от демократических принципов. Однако инвесторы говорят о том, что Путин стремится показать, что дело Ходорковского - это единичный случай, для чего он внес в Думу ряд законодательных инициатив, имеющих целью простить 'грехи' приватизации девяностых и узаконить статус компаний, приватизированных более трех лет назад. Законопроекты Путина также нацелены на реформирование действующих бессовестным образом налоговых служб, чьи представители в черных масках нанесли визит Ходорковскому.
'Уничтожив Ходорковского, Путин понял, что должен что-то сделать, чтобы успокоить инвесторов', - считает Браудер.
Пока все идет хорошо: с начала года российский фондовый рынок вырос на 70 процентов, и инвесторы стремятся туда толпами.