Если уровень коррупции является одним из главных показателей 'банановости' страны, то Соединенные Штаты неуклонно становятся именно таким государственным формированием - банановой республикой.
Недавно большое жюри штата Техас добавило обвинение в отмывании денег к уже выдвинутому ранее против Тома Делэя (Tom DeLay) обвинению в заговоре с преступными намерениями, что заставило его подать в отставку с поста лидера республиканской фракции Конгресса США. Суть претензий американской Фемиды к конгрессмену заключается в нарушении им федерального закона, запрещающего участие фондов коммерческих структур в политических кампаниях. Обвинители сумели доказать, что Том Делэй перевел на счет Национального комитета Республиканской партии 190 тысяч долларов именно из таких фондов.
Заинтересованность коммерческих структур в укреплении отношений с лидером самой большой фракции Конгресса вполне понятна: он обладал немалым влиянием и определял сроки внесения и порядок обсуждения законопроектов палатой. И надо отметить, Том Делэй - не единственный представитель федеральных ветвей власти, замешанный в скандалах, связанных с коррупцией, выборами и несоблюдением законов.
Государственные институты любой страны могут посредством введения новых законов, указов, распоряжений, уложений сократить или повысить доходы той или иной компании. Это очевидная истина. Крупные американские корпорации хорошо с ней знакомы и потому не стесняются прибегать к интригам в правительственных, парламентских и даже судебных коридорах. Как утверждает последнее исследование Центра за чистоту общества (Center for Public Integrity - CPI), с 1998 по 2004 год более 4600 компаний и групп влияния занимались прямым лоббированием своих интересов в 14 подразделениях Белого Дома, включая сюда и администрацию президента США. За этот период 273 чиновника федерального правительства выступили организаторами или посредниками при заключении коммерческих сделок на общую сумму в 1 миллиард долларов. Многие из них, завершив государственную службу, перешли на работу в те компании, ради интересов которых старались в кабинетах Белого Дома, и, используя старые связи, занимаются уже ставшим привычным для них лоббированием.
Один из самых известных сегодня в США лоббистов, прошедших подобный путь, - Джек Абрамофф (Jack Abramoff), который внес 100 тысяч долларов на предвыборную кампанию Джорджа Буша в 2004 году и был обвинен в финансовых мошенничествах. Но, несмотря на столь сложную репутацию, он до сих пор интригует в Белом Доме в пользу сразу 19 компаний, среди которых значатся и такие транснациональные гиганты, как 'Тико Интернэшнл' (Tyco International Ltd) - мировой лидер в производстве и обслуживании электрических и электронных компонентов. К чести Джека Абрамоффа, необходимо сказать, что на этой стезе он умеет добиваться впечатляющих успехов. Так, только благодаря его усилиям, Конгресс отклонил законопроект, предполагавший наложение серьезных штрафов на 'Тико Интернэшнл' и другие компании за уклонение от уплаты налогов.
Тимоти Флэниган (Timothy Flanigan), генеральный советник концерна 'Тико Интернэшнл', свидетельствуя в юридической комиссии Сената (Justice Committee), утверждал, что лично контролировал действия Джека Абрамоффа и перевел на счет его фирмы 1,7 миллиона долларов. Мистер Флэниган также сообщил сенаторам, что Джек Абрамофф в личной беседе признался ему, будто бы нанял для целей лоббирования заместителя главы аппарата Белого Дома Карла Роува (Karl Rove). Показания Тимоти Флэнигана сенатской комиссии пролили свет и на тесные связи Джека Абрамоффа с тогда еще лидером республиканской фракции Конгресса Томом Делэем, которому Джек щедро оплачивал зарубежные вояжи, а иногда даже и лично сопровождал его в поездках. Правда, Том Делэй заявляет, что эти одолжения не имели под собой никакой политической подоплеки. Что же, оставим подобные заявления на его совести.
Еще одним фигурантом скандала, замешанного на деятельности Джека Абрамоффа, стал Дэвид Хуссейн Сафавиан (David Hussein Safavian), директор по персоналу Управления политики федеральных закупок США (General Service Administration), которая координирует все закупки федерального правительства. 19 сентября этого года чиновник был арестован по обвинению в организации препятствий расследованию его деятельности и даче ложных показаний. Удар судьбы настиг Дэвида Хуссейна в тот звездный час, который редко выпадает на бюрократическом небосклоне - он занимался составлением списков частных компаний, привлекаемых для восстановления Нового Орлеана после урагана 'Катрина'. А расследование против него началось по пустяковому поводу: слетал однажды на пару недель в Шотландию за счет фирмы Джека Абрамоффа.
Попутно заметим, ураган 'Катрина' принес не только бедствия и разрушения, но и огромные прибыли тем корпорациям, которые связаны с Республиканской партией и Белым Домом, как, например, нефтяной концерн 'Halliburton', которым до своего избрания на пост вице-президента США руководил Дик Чейни. Прекрасной иллюстрацией эффективности и безусловной пользы подобных связей может послужить случай с Американской ассоциацией лесного хозяйства и бумажной промышленности, объединяющей лесозаготовительные, деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные компании страны. В 2003 году Ассоциация потратила на лоббирование рекордную для себя сумму - 4 миллиона 630 тысяч долларов. По странному стечению обстоятельств, администрация президента Буша именно в этом году, несмотря на жестокое сопротивление экологов и 'зеленых', добилась от Конгресса принятия Закона о восстановлении и санации лесов, суть которого сводилась к разрешению на, практически, бесконтрольную вырубку. Члены Ассоциации и до сих пор не ленятся аплодировать этому закону.
Конечно, в США, в отличие от других банановых республик, расследуются случаи коррупции в высших эшелонах власти, они становятся достоянием гласности, а некоторые чиновники даже несут заслуженное наказание. Но ведь это - лишь верхушка американского коррупционного айсберга. Чтобы читатель представил себе истинные масштабы коррупции в США, достаточно сформулировать всего один вопрос: 'Будут ли когда-нибудь расследованы обстоятельства вторжения США в Ирак и та поистине глобальная спекуляция, которую администрация Соединенных Штатов организовала для оправдания этого вторжения?' Нет ответа.