Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Форум-2000" обсудил отношения Востока и Запада

Европейцы, особенно на Западе, не уверены, как далеко должна простираться Восточная Европа

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Собравшись в самом центре Европы, в городе, который часто захлестывали волны истории, участники очередного "Форума-2000" согласились, что континент оказался на еще одном историческом перепутье. Евросоюз недавно расширился и принял в свои ряды значительную часть Центральной и Восточной Европы. Но вместо эйфории здесь царит тревога. Тревога из-за потери работы, иммиграции, самосознания. Холодная война закончилась более 15 лет назад, но вместо процветающего сотрудничества между Россией и Западом мы видим подозрение и недоверие с обеих сторон. Что сулит будущее?

Политики и ученые со всего мира сегодня встретятся в Праге, чтобы обсудить актуальные глобальные проблемы. В чешскую столицу их пригласил бывший президент страны Вацлав Гавел (Vaclav Havel), который девять лет назад организовал ежегодную международную конференцию "Форум-2000". Ее идея в том, чтобы дать возможность лидерам и интеллектуалам в непринужденной обстановке обсудить потенциальные решения мировых проблем. В этом году список участников очень разнообразен и включает бывшего министра иностранных дел Польши и лидера "Солидарности" Бронислава Геремека (Bronislaw Geremek), французского философа Андре Глюксмана (Andre Glucksmann) и бывшего директора ЦРУ Джеймса Вулси (James Woolsey). Они рассказали радиостанции "Свободная Европа/Свобода" о меняющемся лице Европы, распространении демократии на восток и о роли России на постсоветском пространстве.

Прага, 10 октября (Радио "Свобода") - Собравшись в самом центре Европы, в городе, который часто захлестывали волны истории, участники очередного "Форума-2000" согласились, что континент оказался на еще одном историческом перепутье.

Евросоюз недавно расширился и принял в свои ряды значительную часть Центральной и Восточной Европы. Но вместо эйфории здесь царит тревога. Тревога из-за потери работы, иммиграции, самосознания. Холодная война закончилась более 15 лет назад, но вместо процветающего сотрудничества между Россией и Западом мы видим подозрение и недоверие с обеих сторон. Что сулит нам будущее?

По мнению политолога из Франции Доминика Муази (Dominique Moisi), отказ французских и голландских избирателей в этом году принять европейскую конституцию свидетельствует о глубоко укоренившемся в народе беспокойстве, вызванном темпами европейской интеграции. А вместе с тревогой из-за экономических показателей, особенно в Западной Европе, это привело к ситуации, которую можно назвать экзистенциональным кризисом.

Европейцы, особенно на Западе, не уверены, как далеко должна простираться Восточная Европа. Их беспокоит то, что знаменитая европейская социальная модель, похоже, терпит крах. Они задают много вопросов, но получают мало ответов.

"Думаю, после 29 мая, когда французы сказали на референдуме "нет", и после 1 июня, когда то же сделали голландцы, мы пришли к переломному моменту. Европейцы спрашивают сами себя о своей сути, - говорит Муази. - Вопрос "Кто мы?" сейчас обрел огромную актуальность. Этот вопрос усиливается из-за чувства неуверенности Европы в себе".

С Муази согласен бывший министр иностранных дел Польши, член Европарламента Бронислав Геремек. Но он считает, что европейский "кризис" вызван скорее психологическим фактором, чем действительностью.

"Европу охватила тревога. Я бы подчеркнул влияние коллективной психологии на экономику и политику, - говорит Геремек. - Дела европейской экономики не так уж плохи. В крупных европейских странах наблюдается определенная стагнация, но, думаю, это краткосрочная проблема".

Оба эксперта уверены, что до сих пор европейские политики плохо объясняли избирателям, куда движется Европа и почему расширение на восток укрепит ее самосознание и экономику, а вовсе не размоет их.

Французский философ Андре Глюксман говорит, что определенную роль в недоверии общества играет семантика. По его мнению, лидеры континента должны говорить не о "расширении", а о "воссоединении", о восстановлении исторической справедливости. Ученый считает, что это сделает весь процесс более ясным и приемлемым для среднестатистического жителя Западной Европы.

"Если бы в 1946 г. советские войска не оккупировали Польшу, Чехословакию и другие государства, Польша и Чехословакия были бы среди стран-основателей Евросоюза, - подчеркивает он. - Следовательно, никакого "расширения" нет. Есть только повторное открытие, воссоединение".

В то время как европейцы и на востоке, и на западе обсуждают континентальное самосознание и способы сделать союз удачным, отношения с Россией создают определенные проблемы. В этом вопросе ведущие европейские мыслители, участвовавшие в конференции, выступили с той же позиции, что и бывший директор Центрального разведывательного управления США Джеймс Вулси. Они сурово осудили администрацию президента Владимира Путина за усиливающуюся авторитарность и попытки остановить демократизацию региона.

Наиболее емко об этом сказал Вулси:

"У великого российского народа было две возможности в 19-м веке и еще две в 20-м веке сплотиться вокруг лидеров, которые могли бы повести страну к демократии. По сути, его каждый раз обманывали. В 1815 г. у них были декабристы (так в тексте - прим. пер.), у них был период правления Александра II, когда отменили крепостное право; была меньшевистская революция, которую перехватили большевики; было окончание 'холодной войны' и был Ельцин, курс которого сейчас перехватил Путин. Итого это четыре раза, и каждый раз все заканчивалось движением к диктатуре и предательством интересов российского народа. Это очень печально".

Глюксман, выступая в том же ключе, отдал должное российскому народу и его богатым культурным традициям, но обвинил советский коммунизм в уничтожении этого наследия.

"Если бы не первая мировая война, Россия стала бы культурной столицей Европы. В начале 20-го века у нее были лучшие художники, лучшие ученые, лучшие кинематографисты и лучшие писатели", - сказал он.

Как и Вулси, француз очень резко осудил политику нынешнего российского правительства.

"Последние десять лет жизни я потратил на то, чтобы призывать Запад и жителей Запада, демократов оказать влияние на Путина и заставить его прекратить самую страшную войну, которая сейчас ведется на планете. Это война в Чечне, - сказал он. - Знаете, не так часто армия уничтожает город с населением 400 тыс. человек, как это было с Грозным. Последний раз, когда так поступала европейская армия, да, думаю, и последний раз мире, был в 1944 г., когда Гитлер сравнял с землей Варшаву. А российская армия в 2000 г. сравняла с землей Грозный".

Что касается так называемых "цветных" революций в Грузии, на Украине и в Кыргызстане, Вулси считает, что последовавшее за ними разочарование неизбежно. Но он уверен, что у региона хорошие демократические перспективы в долгосрочном плане. Бывший директор ЦРУ также опроверг заявления России о том, что мятежи были организованы западными разведками через неправительственные организации.

"Это типичная разновидность паранойи, желание обвинить весь остальной мир, которое сейчас вновь овладевает российскими спецслужбами. В начале 1990-х г.г. был период, когда мы довольно плодотворно сотрудничали с российскими коллегами. Но теперь они, похоже, решили обвинить западные спецслужбы в своем собственном откате к фашизму. Это очень печально. К сожалению, это становится исторической закономерностью".

Геремек со своей стороны призвал западные правительства поддерживать неправительственные организации, независимые СМИ и, особенно, студентов в Белоруссии (через стипендии и гранты) и при каждой возможности четко давать понять, что "демократическое сообщество не уважает диктатуры".