Расследование совершенных 1 октября на Бали взрывов может привести к арестам и шумным процессам. Но это не остановит терроризм. На самом деле, уязвимость Азии может возрасти.
На это есть несколько причин. Феномен взрывников-смертников стал мрачной новостью для региона, и он будет продолжать существовать. В годы правления Сухарто индонезийские власти подавляли любой вызов государству. Теперь же страна стала более открытой и демократической, но нежелательным последствием этого является то, что боевики получили большую свободу действий. "Аль-Каида" по-прежнему предоставляет деньги, инструкторов и технологию "Джемаа исламия" и экстремистским филиппинским группировкам вроде "Абу-Сайяф". А Ирак, где продолжают гибнуть и страдать мусульмане, остается источником вдохновения для исламских экстремистов. Если американцы проиграют в Ираке, террористы во всем мире еще больше осмелеют.
Все это оказывает кумулятивное воздействие на Азию. До сих пор угроза радикального ислама в регионе ограничивалась Индонезией и Филиппинами (в южном Таиланде проблемой на этот момент является недовольство мусульман центральным правительством в Бангкоке). Благодаря решительным действиям - арестам и эффективному сбору и обмену разведданными - правительства Малайзии и Сингапура смогли разгромить инфраструктуру терроризма в своих странах. Однако экстремисты могут использовать в качестве стартовых площадок для ударов по соседним странам Индонезию и Филиппины.
Бесспорно, "сердцем" "Джемаа исламия" является Индонезия. Огромное большинство индонезийцев не поддерживает терроризм, однако, учитывая размеры населения этой страны, даже крошечное меньшинство воинствующих верующих может трансформироваться в тысячи потенциальных террористов. В Индонезии не является незаконным поддержка или членство в "Джемаа исламия", которая представляет себя религиозной организацией. Пока [власти] терпят пропаганду, вербовку и сбор средств со стороны "Джемаа исламия", группировка будет способна набирать [новых членов] и создать свежие операционные ячейки.
Правительствам стран Азии необходимо вести войну с террором на множественных фронтах. Как Индонезии, так и Филиппинам следует принять суровое антитеррористическое законодательство. Индонезии следует запретить "Джемаа исламия", дав возможность службам безопасности страны предпринять против нее решительные меры. И оно должно "вычистить" радикальные медресе, где плодятся экстремисты, поставив их под более жесткий контроль правоохранительных органов и оказав давление на мусульманские религиозные и образовательные организации, чтобы те следили за порядком в них. На Филиппинах властям следует посредством возглавляемой разведкой военной операции и переговоров с основной воинствующей мусульманской группой - Фронтом исламского освобождения моро - уничтожить тренировочные лагеря.
Война с террором также требует от общества выработки этики, осуждающей политически и религиозно подстрекаемое насилие. Любая стратегия борьбы с терроризмом должна включать в себя способность и готовность вести переговоры с теми исламскими группами, которые высказывают законное недовольство и готовы положить конец насилию. Радикальные исламские школы должны быть преобразованы в проповедников мира, а СМИ должны доводить до сведения общественности то, чем терроризм является на самом деле: ничем не оправданным убийством невинных. Каждый должен сыграть свою роль. Лишь тогда в этой войне удастся победить.
Рохан Гунаратна возглавляет Отдел исследований терроризма Института оборонных и стратегических исследований Сингапура и является автором вышедшей в этом месяце книги "В борьбе с терроризмом".