ИноСМИ.Ru представляет очередной еженедельный тематический обзор по материалам ведущих мировых СМИ
Заголовки недели
"Ехануров покажет Путину дорогу в Киев" (RUpor, Украина, 29.09).
"Армению спасет только Европа" (Сайт телекомпании "Al+", Армения, 01.10).
"Армения не вассал России" (Сайт телекомпании "Al+", Армения, 01.10).
"Кочарян признал, что Армения является форпостом России" ("Ени Мусават", Азербайджан, 28.09).
"Энергетический рэкет" по российской "наводке"" ("Эхо", Азербайджан, 30.09).
"Тотальная экономическая война?" ("Флукс", Молдова, 28.09).
Календарь информационно-перспективных событий
7 октября Заседание Совета глав государств ЦАС (Санкт-Петербург).
7 октября Международный деловой форум стран Организации Черноморского экономического сотрудничества (Кишинев).
7 октября Научная конференция "Парламентаризм в современном мире: исторический опыт и вызовы XXI века" к 100-летию парламентаризма в России. Принимают участие представители МПА СНГ (Россия).
7-9 октября Чемпионат России и стран СНГ по легкоатлетическому кроссу (Оренбург).
8-11 октября Запланирована поездка членов Европарламента в Калининградскую область для обсуждения с представителями России проблем демаркации границы Литвы и области.
Мнения экспертов
Вячеслав Игрунов, директор Международного института гуманитарно-политических исследований: "На Украине считают, что Москва, приняв и простив Тимошенко, продемонстрировала, что она делает ставку на экс-премьера. На самом деле Кремль делает ставку на действующую власть Украины и прежде всего на Виктора Ющенко... Россия вовсе не заинтересована придавать Тимошенко дополнительный мученический ореол и не хочет, чтобы в политической борьбе на Украине присутствовал криминальный элемент. Это шаг навстречу, благодаря которому Тимошенко будет участвовать в выборах, а не сидеть где-нибудь в Бутырке. При этом Россия оставляет возможность предъявлять экс-премьеру претензии" (Liter.kz, Казахстан, 29.09).
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований: "На сегодняшний день политическое влияние России на Украину просматривается в трех основных направлениях. Первое и, пожалуй, наименее важное - это официальный диалог Кремля с украинской властью. Второе, главное, касается энергоснабжения (включая объемы поставок, цены на газ и тарифы за транзит). И наконец третье, конъюнктурно-ситуативное - это использование Ю. Тимошенко как фактора постоянного давления на Ющенко и Еханурова, а также угроза полной дестабилизации обстановки в стране... На наших глазах устанавливается сложная система противовесов, тактических союзов и игры на противоречиях" ("День", Украина, 04.10).
Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований "София": "Россия не будет использовать технологии прямого вмешательства в избирательный процесс... Будут использованы более традиционные и менее опасные для внутренней политики России инструменты влияния. В частности, влияние информационное, экономическое (в форме давления и игры в кризис) и влияние политическое, связанное с позиционированием политического руководства России в отношении официальной власти на Украине, в отношении предвыборной политической конфигурации" ("День", Украина, 04.10).
Сергей Иванов, министр обороны РФ: "Миротворцы (российские) находятся в Абхазии и Южной Осетии в рамках соответствующего мандата, который был выдан двумя сторонами - соответственно Абхазией и Грузией, а также Южной Осетией и Грузией. Для того, чтобы миротворцев там не было, нужно соответственно согласие двух сторон, как минимум" (Day.Az, Азербайджан, 01.10).
Азер Мурсалиев, эксперт, руководитель отдела внешней политики газеты "Коммерсантъ": "Кремль традиционно довольно болезненно реагирует на военную активизацию западных стран вблизи своих границ. А раз такой жесткой и резкой реакции (на строительство в Азербайджане РЛС с участием США) не последовало, следовательно, это не было новостью. По дипломатическим каналам это все обсуждалось" (Day.Az, Азербайджан, 28.09).
Паата Закареишвили, конфликтолог: "С Абхазией нет, но с Цхинвали ситуация на самом деле обострилась... Это было вызвано как провокацией со стороны России, так и тем, что грузинская сторона поддалась на провокацию. Российская сторона вместо того чтобы помешать выводу тяжелой техники (на парад 20 сентября в Цхинвали) и осуществить демилитаризацию, что ее, как миротворца, первейшая обязанность, подстрекала осетинскую сторону бросить вызов грузинской стороне. К сожалению, грузинская сторона поддалась на эту провокацию, и поведение Окруашвили (министра обороны Грузии) с проверкой паспортов (российских гостей, посетивших праздник в Цхинвали), что на самом деле не является делом министра обороны, было подтверждением этого... Абхазско-осетинского альянса в природе не существует. Это мобилизация Россией своих подчиненных, чтобы оказать воздействие на нас. Россия играет грязно и постыдно, однако это происходит на фоне нашей несформированной, непрочной политики. Проблемы между нами и абхазами, нами и осетинами Россия использует очень хорошо. Поэтому необходимо переходить на новые подходы, выйти на прямые контакты с осетинами и абхазами" ("24 саати", Грузия, 28.09).
УКРАИНА
События, вызвавшие резонанс
Визит Ю. Еханурова в Москву и его переговоры с В. Путиным и М. Фрадковым.
Телефонный разговор между В. Путиным и В. Ющенко.
Тезисы недели
Российско-узбекское соглашение о транзите туркменского газа через территорию Узбекистана осложняет позиции Киева на "газовых" переговорах с РФ.
Компромиссное урегулирование российско-украинских "газовых" противоречий невыгодно РФ, так как в этом случае резко сократится возможность Москвы оказывать давление на Киев.
Москва не будет способствовать углублению внутриполитического кризиса на Украине, поскольку последствия отразятся на экономических интересах России.
Ньюсмейкеры
Юрий Ехануров, премьер-министр Украины: "В этом году у нас не было общения на уровне премьеров. Это же страна, которая является нашим главным торговым партнером. Это наш сосед, в конце концов. Нет общения в формате "один на один", нет общения по телефону - это ненормально. Нормально - это когда мы слышим друг друга. Мне нужно было понять логику их действий... Сейчас все делают сенсацию на газе - о том, какие будут цены и все такое. Мое задание - сделать так, чтобы украинцы не думали об этом. Они должны думать о том, как они проведут следующие выходные, о том, как там дети в школе, как укрепить семью, ходить в церковь и так далее. Это проблемы, которые должны волновать каждую семью. А вопросы инфраструктуры, газа и всего остального - это вопросы правительства" (RUpor, Украина, 03.10).
Аналитический обзор
"Потеряв туркменский газ, "Нафтогаз" столкнется с подорожанием российского топлива... Как сказал член Комитета Верховной рады по вопросам ТЭК А. Гудыма, "мы лишились самого главного козыря в переговорах, поскольку фактическим оператором прокачки туркменского газа через Узбекистан стала Россия. Теперь Украина будет вынуждена пойти на условия ОАО "Газпром" по переходу на рыночные цены на газ, начиная с 2007 года" ("Подробности", Украина, 28.09, со ссылкой на "Коммерсант").
"Я думаю, что найдут какой-то компромисс на цену, и газ будут качать в достаточных объемах. У России нет другого маршрута для экспорта газа. Цена за кубометр будет ниже, чем 180$. Точная цена будет зависеть от того, как подготовились делегации Еханурова и России. Россияне наверняка будут готовы довольно неплохо, потому что у них было больше времени подготовиться и не было правительственных кризисов. Но, с другой стороны, у Украины есть определенный простор для маневров по изменению транзитной политики" (Д. Мосиенко, эксперт компании "UPECO" (Киев), "Главред", Украина, 30.09).
"Ехануров не сможет добиться от России отказа от планируемого повышения цены на газ. Скорей всего, ничего полезного из этого не выйдет. Команда там та же, каких-то новых идей нет... Пока идет только подготовка для переговоров между главами государств, и, по моему мнению, все основные вопросы будут решаться при их встрече" (В. Сапрыкин, директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова, "Главред", Украина, 30.09).
"Если победит линия на поддержку Ющенко и кабинета Еханурова как "условно проросийского", то Путин лично примет Еханурова, а в ходе переговоров премьера в "Газпроме" будет названа новая цена на российский газ (с 1 января 2006 года): не более $120 за тысячу кубометров. Если же Кремль возьмет линию на дестабилизацию режима Ющенко и (хотя бы частичную) поддержку украинской оппозиции, то Путин, скорее всего, откажется от встречи с Ехануровым: премьер ограничится общением со своим ничего не решающим коллегой Фрадковым. А объявленная новая цена на газ будет на уровне $180 - 200" ("Украинская правда", Украина, 30.09).
"Предположить, что предстоящие переговоры будут легкими, нельзя ни в коем случае. Россия, сделавшая все, чтобы дискредитировать в глазах своих сограждан ценности "цветных" революций, вряд ли будет реально помогать, пусть и обновленному, но все еще "оранжевому" украинскому правительству добиться сколько-нибудь заметных успехов в экономике и внешней политике. Но в том, что сближение позиций все же будет иметь место, сомневаться также не приходится. Слишком много взаимных интересов имеется у обеих наших стран" ("Столичные новости", Украина, 29.09).
"Чуда не случилось - премьер Ехануров не привез из Москвы желанной вести о смягчении позиции российской стороны в переговорах о ценах на газ в 2006 году. Результатом его визита стало уже дежурное решение о продолжении этой изнурительной процедуры в конце октября" (from-ua.com, Украина, 04.10).
"Визит преемника Тимошенко в столицу России нельзя назвать особо успешным... Россия не собирается ничего прощать или забывать, и никакой самый новый премьер не поможет ВВП забыть, что президентом Украины по-прежнему является В. Ющенко, пришедший к власти на волне "оранжевой революции". А "цветные" революции и составляют главную опасность для путинской системы власти" ("Версии", Украина, 03.10).
"Поездка Ю. Еханурова в Москву показала, что в украинско-российских отношениях со сменой правительства ничего не изменилось и вряд ли изменится. Да, с украинским премьером говорили и Путин, и Фрадков, но россияне успешно превратили то, что должно было стать обсуждением важнейших для Украины проблем, в обмен протокольными любезностями... "Газовые" вопросы, особенно важные для Украины в канун холодов, остались без ответа. Да их никто и не собирался обсуждать, по крайней мере, с российской стороны" ("Версии", Украина, 01.10).
"Газовый" вопрос с неопределенным количеством вариантов ответа на него нескоро перестанет быть объектом торгов и спекуляций в украинско-российских отношениях... Как отметил В. Путин на встрече с Ю. Ехануровым, "Мы в России очень надеемся, что Вам удастся помочь президенту консолидировать общество и справиться с теми негативными тенденциями, которые начали складываться в украинской экономике... "Я очень рассчитываю, что все это Вам по плечу, и мы всячески будем этому содействовать, помогать", - сказал хозяин Кремля. И помощь эта, очевидно, будет иметь не только экономический, но и политический смысл" ("Главред", Украина, 03.10).
"Лидер Блока Юлии Тимошенко, "отмытая" российской прокуратурой, получает большую свободу действий в деле конкуренции с украинским президентом за право ретранслировать революционные идеи Майдана... Несмотря на кадровые ротации в Киеве и устранение, казалось бы, главного "раздражителя" в отношениях двух государств, именно В. Ющенко был и остается основной проблемой Москвы. И здесь логика Кремля сориентирована на его ослабление по всем фронтам, как тривиально это не звучит. Лучший и проверенный годами инструмент - это кризисные и околокризисные сценарии, которые дают возможность контролировать и корректировать. В этом смысле намерения и Москвы, и Тимошенко совпадают, поскольку сориентированы на общего противника... Не отказываясь от Януковича, Москва диверсифицирует ставки путем включения в свое поле нового, более активного и опасного для украинской власти экс-премьера... Если революционно и дестабилизационно заряженный элемент - Тимошенко - станет неуправляемым, то стабильно-лояльный лидер Партии Регионов может выступить в роли носителя "нейтрализующего" заряда. И основная задача увязывать эти элементы в рамках одного поля (например, правительственной коалиции) и не допускать втягивания ни Януковича, ни Тимошенко в пропрезидентский пул. Хотя де-факто они уже во многом и сейчас в одном поле - ключи от пророссийской лояльности обоих находятся в архивах правоохранительных органов РФ" ("Главред", Украина, 28.09).
"Украина, как и раньше, остается стратегическим партнером РФ. Не следует упрощать кремлевский менеджмент. Неожиданные, казалось бы, преференции и внимание к экс-премьеру определяют не желания Кремля "поиграть" на внутриукраинских политических разногласиях. Ныне для роли главного героя России, долгосрочного союзника, как никто, подходит госпожа Тимошенко. Она является сильнейшим политиком Украины... Кремль не лукавит, когда говорит, что заинтересован в предсказуемой внешней политике Киева, в политической стабильности украинского государства. Этот тезис отвечает интересам и русского бизнеса, и русского государства" ("Львивська газета", 04.10).
МОЛДОВА
События, вызвавшие резонанс
Пятисторонние консультации по урегулированию приднестровского конфликта, состоявшиеся в Одессе.
Поездка президента РМ В. Воронина по странам Балтии.
Тезисы недели
Привлечение США и ЕС к переговорному процессу по урегулированию приднестровского конфликта лишь в качестве наблюдателей не отвечает интересам Молдовы.
Изменением порядка маркировки винодельческой продукции Россия преследует политические цели.
Ньюсмейкеры
Василий Шова, министр реинтеграции РМ: "Это (привлечение ЕС и США в качестве наблюдателей к переговорам) только первый шаг на пути полномасштабного реформирования механизмов приднестровского урегулирования. Мы дали понять нашим партнерам по урегулированию, что рассматриваем статус наблюдателей как временный. Кроме того, сами ЕС и США пока не готовы к полноправному участию в переговорах" ("Время", Молдова, 28.09).
Валерий Лицкай, министр иностранных дел непризнанной ПМР: "Основная причина - присутствие России... Американцы сочли неприемлемым риск начинать конфликт с Российской Федерацией из-за Приднестровья. Наблюдать - да, будут, но вмешиваться - нет, именно такую позицию Соединенных Штатов мы видим сегодня" ("Ольвия-пресс", Молдова, 03.10).
Аналитический обзор
"Из-за позиции Кремля ЕС и США не были приглашены участвовать в переговорном процессе в качестве полноправных членов, как настаивал Кишинев... В ближайшие два-три года не будет подходящей конъюнктуры для решения конфликта в соответствии с интересами Республики Молдова и Запада. Когда подобная конъюнктура возникнет, одним из признаков данной ситуации будет вступление США и ЕС в переговорный процесс в качестве полноправных членов. Только тогда мы будем знать, сможем ли мы решить приднестровскую проблему" (В. Сокор, американский политический аналитик, Reporter.md, Молдова, 03.10).
"Присутствие Румынии за столом переговоров по Приднестровью необходимо ... Международная общественность не может мириться с существованием государства-негосударства, каким является Приднестровье" (В. Якович, аналитик Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, "Молдова Суверанэ", Молдова, 28.09).
"Владимир Воронин в ходе совершаемого в эти дни турне по Прибалтике предложил Литве подключиться к урегулированию в качестве посредника. Не исключено, что молдавский лидер сделает подобное предложение и другим государствам. Стремление главы РМ расширить число переговорщиков за счет стран, испытывающих антипатию к России, может быть признаком его опасения, что Москва способна навязать Западу торг за спиной Кишинева" ("Флукс", Молдова, 29.09).
"История с невыдачей акцизных марок на молдавскую винодельческую продукцию не просто новый эпизод экономической войны, а ее очередной этап. Главная цель - заставить Воронина помягче обходиться с Приднестровьем... Отказаться от мысли удушить Тирасполь с помощью Запада" ("Флукс", Молдова, 28.09).
"Самое главное - нет еще конкретных механизмов реализации этого закона... Для многих не секрет, что в Думе есть серьезное лобби интересов российских производителей алкоголя, пытающихся за счет нормативных актов, усложнения различных процедур избавиться от конкурентов. А политика, как известно, - это концентрированная экономика" ("Время", Молдова, 30.09).
АРМЕНИЯ
События, вызвавшие резонанс
Ситуация в Джавахетии, где общественно-политические организации требуют у правительства Грузии самоуправления.
Тезисы недели
Для Армении более предпочтительно членство в НАТО, нежели в ОДКБ.
Проблемы Джавахетии должны решаться тремя сторонами - Арменией, Грузией и Россией.
Ньюсмейкеры
Роберт Кочарян, президент Армении: "Армения заинтересована в наличии российской военной базы... Зачастую в прессе появляется информация с акцентом на то, что базы навязаны Армении российской стороной. Могу заверить, что это далеко не так... Армения находится в достаточно сложном регионе, где отношения между странами находятся на стадии регулирования. Поэтому мы рассматриваем присутствие этих баз как один из компонентов нашей безопасности" ("Айастани Анрапетутюн", Армения, 28.09).
Аналитический обзор
"Комплиментарность есть отсутствие концепции внешней политики... Не имея определенной орбиты, пытаемся скрыть свою слабость под терминами... Армения не может вести отдельную политику на Южном Кавказе, так как этот регион обречен быть в одной общей системе безопасности. Если Грузия и Азербайджан объявляют, что предпочитают членство НАТО, то у Армении нет альтернативы. Я хочу видеть Армению, построенную на общечеловеческих ценностях, и чтобы безопасность нашей страны гарантировал Североатлантический союз. В этом плане вступление в НАТО выгодно для Армении... Все должны понимать, что Армения - не вассал России. Если власти этого не понимают, то должны позволить, чтобы к власти пришли другие силы, которые будут руководствоваться интересами РА, а не РФ или Запада" (А. Арзуманян, экс-министр иностранных дел, Сайт телекомпании "Al+", Армения, 01.10).
"Армяне Джавахетии воспринимаются как агенты влияния России. Грузины не видят какого-либо объективного основания для удовлетворения их политических амбиций (требование автономии). В своих глобальных программах Запад наверняка не собирается учитывать эти требования. Армения, которая сама имеет серьезные проблемы, вряд ли будет активно вмешиваться в эти дела. Кроме того, наша страна играет в регионе довольно скромную роль" ("Аравот", Армения, 29.09).
"Решение этого вопроса должно быть сделано тремя сторонами - правителями Армении, Грузии и России" (А. Миграбян, политолог, Сайт телекомпании "А1+", Армения, 28.09).
"Почему руководство Нагорного Карабаха приняло участие в ... конференции в Москве ("Параллельное СНГ. Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия и Нагорный Карабах как реалии постсоветского пространства"), когда всего несколько месяцев назад МИД РФ оскорбительно отозвался о выборах в НК? Кремль по любому поводу напоминает, что признает территориальную целостность Азербайджана, что не принимает фактическое руководство НК, однако усердно защищает Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье, откровенно вмешивается в проходящие там выборы и внутриполитические процессы. Степанакерт должен дистанцироваться от вышеуказанных трех непризнанных республик, поскольку карабахская проблема резко от них отличается. Дистанцирование от Абхазии и Осетии важно еще и в свете армяно-грузинских отношений. Правда, в отличие от России, Грузия не считается стратегическим партнером Армении, однако, учитывая нынешнюю ситуацию, равно как и геополитическое положение нашей страны, значение Тбилиси для Еревана никак не уступает значению Москвы. Грузия, независимо от наших о ней представлений, всегда будет нашим соседом" ("Азг", Армения, 28.09).
ГРУЗИЯ
События, вызвавшие резонанс
Обстрел Цхинвали 20 сентября.
Проект постановления о ходе миротворческой операции в зонах конфликта на территории Грузии, подготовленный рабочей группой грузинского парламента.
Заявление министра обороны России С. Иванова о том, что по существующим договоренностям уход российских миротворцев из Грузии возможен только в случае согласия на это Абхазии и Южной Осетии.
Тезисы недели
Грузии необходима поддержка Запада для того, чтобы добиться вывода российских миротворцев из зон конфликтов.
Обстрел Цхинвали организован Кремлем для того, чтобы спровоцировать обострение обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта и оправдать присутствие там российских миротворцев.
Формат миротворческой операции в Абхазии и Южной Осетии и СКК по урегулированию грузино-осетинского конфликта должны быть изменены.
Ньюсмейкеры
Михаил Саакашвили, президент Грузии: "Евросоюз, так же как и США и Россия, активно должен включиться в вопросы урегулирования конфликтов в Грузии... Главный вопрос, который Россия должна поставить перед собой, это то, где кончаются ее границы. Я могу сказать, что то, что делает Россия в Абхазии и Южной Осетии, имеет все элементы нарушения международных прав" ("24 саати", Грузия, 29.09).
Сергей Иванов, министр обороны России: "Миротворцы находятся в Абхазии и Южной Осетии в рамках соответствующего мандата, который был выдан двумя сторонами - соответственно Абхазией и Грузией, а также Южной Осетией и Грузией... Для того, чтобы миротворцев там не было, нужно соответственно согласие двух сторон, как минимум... Когда оно будет, я готов говорить об этом подробнее" (Абхазия.org, Грузия, 01.10, со ссылкой на ВВС).
Аналитический обзор
"Если у России на самом деле имеются документальные материалы, то они должны быть переданы грузинской стороне... Если кого-то не устраивает обстрел зоны конфликта, то это Грузию, поскольку это было бы действие против политического имиджа нашей страны" (Н. Бурджанадзе, председатель парламента Грузии, "Сакартвелос республика", Грузия, 29.09, со ссылкой на Интерпресс-ньюс).
"Как и осетинская сторона, Россия не хочет, чтобы инцидент обстрела 20 сентября города Цхинвали был расследован и виновные понесли наказание. Это происходит тогда, когда грузинская сторона владеет неопровержимой информацией, что открытие огня по Цхинвали произошло целенаправленно для дискредитации грузинской стороны" (Г. Хаиндрава, государственный министр по вопросам урегулирования конфликтов, "Сакартвелос республика", Грузия, 30.09, со ссылкой на Медиа-ньюс).
"Грузия... уже не намерена участвовать в существующем в зоне грузино-осетинского конфликта до сегодняшнего дня формате миротворческой операции и Смешанной контрольной комиссии... Русские миротворцы фактически отказались от выполнения своего мандата" (Г. Хаиндрава, госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов, "Резонанси", Грузия, 30.09).
"Россия не оказалась готовой ответить на те вопросы, которые мы поставили... Российская сторона для урегулирования проблемы считает необходимым работу в существующем формате" (Г. Бежуашвили, секретарь Совета безопасности Грузии "Резонанси", Грузия, 30.09).
"Секундомер включен: в Цхинвальском регионе 15 февраля, в Абхазии - 15 июля. Грузия дает конкретный срок российским миротворцам для исправления, в противном случае грозит прекращением мандата" ("Резонанси", Грузия, 30.09).
"Мы не намерены мириться с аннексией частей нашей территории, узакониванию там геноцида и этнических чисток, не намерены терпеть то, что граждане соседнего государства (России) назначаются на высокие должности в де-факто властях. Мы не намерены терпеть игнорирования нашего предложения о контроле Рокского тоннеля. Парад 20 сентября в Цхинвали показал, почему Российская Федерация не хочет, чтобы Рокский тоннель контролировался международным сообществом" (Н. Бурджанадзе, председатель парламента Грузии, "Сакартвелос республика", Грузия, 30.09, со ссылкой на Медиа-ньюс).
"Россия не только не способствует урегулированию существующих на территории Грузии конфликтов, а напротив, - многие ее шаги прямо служат усилению сепаратистских режимов и фактической аннексии части территории Грузии... Центральная власть России, с нарушением всех международных норм, сегодня интенсивно продолжает в массовом, упрощенном порядке присваивать оставшемуся в зонах конфликта населению российское гражданство... В Цхинвали и Сухуми на высшие посты назначаются граждане России, которые по совместительству продолжают работать в силовых ведомствах и спецслужбах Российской Федерации" (проект постановления грузинского парламента о ходе миротворческой операции в зонах конфликта на территории Грузии, "24 саати", Грузия, 30.09).
"Самое важное то, чтобы во всем этом процессе у нас была бы гарантированная поддержка со стороны международных организаций. Поэтому, если на эту тему консультации на международной арене были, если такие гарантии получены, то разработанный парламентом проект постановления является частью определенной стратегии, и в конечном счете оно принесет определенный результат" (А. Гегешидзе, политолог, 24 саати", Грузия, 30.09).
"Российские миротворческие силы выполняют установленный мандат... Если грузинская сторона примет решение о их выводе, то власти Грузии должны знать, что грузино-абхазские переговоры и соответственно переговоры по возвращению беженцев будут прекращены... Если власти Грузии категорически потребуют вывести миротворческие силы из Абхазии, то в Абхазии неизбежно возобновятся военные действия и они... для грузинской стороны закончатся так же, как один раз уже закончились" (С. Шамба, министр иностранных дел Абхазии, "Резонанси", Грузия, 30.09).
"В случае вывода российских миротворцев из Абхазии, возобновление военных действий исключаю потому, что грузинская сторона не намерена начинать военные действия. С кем собирается Шамба воевать, мне непонятно" (А. Рондели, руководитель Центра политических исследований, "Хвалиндели дге", Грузия, 30.09, со ссылкой на Интерпресс-ньюс).
"Очень хороша и приемлема идея замены российских миротворцев украинскими, однако тот мандат, в соответствии с котором продолжается сейчас миротворческий процесс, предусматривает, что обе стороны (грузинская и абхазская) должны дать согласие на ввод украинских войск. До тех пор пока этот мандат не изменится, сомневаюсь, чтобы в Абхазии встали украинские войска, этого Россия не допустит. Россия не даст абхазам права, чтобы там оказались войска какой-нибудь другой страны. Для этого необходимо изменить мандат" (Д. Гамахария, бывший депутат парламента Грузии, "Ахали таоба", Грузия, 30.09).
"Россия уже приняла вызов и сделала ответное заявление устами министра обороны - Россия выведет миротворческие силы только в том случае, если такая просьба будет и со стороны властей Южной Осетии и Абхазии, поскольку мандат выдан ей обеими сторонами. Этим, мягко говоря, наглым заявлением Россия фактически косвенно признает оба региона полноценными, легитимными сторонами конфликта. Заявление то наглое, но мы не должны обольщаться, что оно сделано спонтанно, непродуманно. Кремль уже хорошо оценил свои собственные возможности как непосредственно по отношению к Грузии, так и на международной арене" ("Резонанси", Грузия, 03.10).
"Любое государство имеет право в одностороннем порядке нарушить договор, если это касается его внутренних дел. Заявление министра обороны России, что для прекращения миротворческой операции в Абхазии и Южной Осетии необходимо согласие и других сторон, абсолютно некомпетентно" (Г. Хаиндрава, госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов "Хвалиндели дге", Грузия, 03.10, со ссылкой на GHN).
"Если властям Грузии на самом деле удастся вывести российские "голубые каски" из зон конфликтов, за этим могут последовать новые провокации... Так или иначе, вывод российских "голубых касок" более важное дело, нежели вывод российских военных баз, поскольку они "замораживают" зоны конфликта. А это работает только на усиление сепаратистских режимов" ("Квирис палитра", Грузия, 03.10).
АЗЕРБАЙДЖАН
События, вызвавшие резонанс
Обсуждение в парламенте Грузии вопроса о целесообразности пребывания российских миротворцев в конфликтных регионах.
Тезисы недели
В процессе осуществления миротворческих функций Москва нарушает основополагающие принципы международного права.
Кремль проявляет открытое беспокойство в связи с внешнеполитическим и экономическим курсами официального Баку.
Россия финансирует и обеспечивает перевооружение армии Армении.
Ньюсмейкеры
Владимир Путин, Президент РФ: "Это стратегический выбор России - привлечение на постоянное жительство в Россию тех, кто выбрал ее в качестве своей родины. В данной области следует действовать настойчиво и аккуратно, чтобы не создать проблем для коренного населения. Кроме того, для граждан Содружества будет упрощен порядок получения разрешений на трудовую деятельность на территории России и на длительное пребывание в РФ без получения гражданства" ("Экспресс", Азербайджан, 28.09).
Роберт Кочарян, президент Армении: "Мы расположены в очень трудном регионе, здесь отношения между рядом стран находятся на грани урегулирования. Поэтому Армения рассматривает дислоцированные на ее территории российские военные базы как один из компонентов своей национальной безопасности" ("525-я газета", Азербайджан, 28.09).
Михаил Саакашвили, президент Грузии: "Я был специалистом международного права и хочу сказать, что существуют все элементы для того, чтобы сказать - Россия осуществила аннексию этих территорий (в конфликтных зонах Грузии). Я не хочу сказать, что это политика официальных властей России. Надеюсь, конфликты будут решены путем цивилизованного диалога, а когда эти проблемы будут решены, в регион войдет больше инвестиций и он будет развиваться" ("Эхо", Азербайджан, 29.09).
Аналитический обзор
"Рушайло является достаточно близкой к Кремлю политической фигурой. На всех выборах в постсоветских странах он всегда старался обеспечить интересы Москвы. В этой связи его планы по встрече с оппозицией кажутся очень интересными. Потому что до сих пор российские официальные лица никогда не стремились к контактам с оппозицией. Несмотря на то, что Рушайло формально является главой наблюдательской миссии ОБСЕ, вне сомнений, в ходе визита в Баку он будет выступать исходя из политических интересов Москвы. ... А в последнее время в политических кругах России считают, что поддерживая на выборах на постсоветском пространстве правящие режимы, Москва тем самым допускает серьезную ошибку. Поэтому, сменив стратегию, Москва вне зависимости от результатов выборов, ради сохранения своих позиций, пытается построить отношения также и с альтернативой властям. Хоть в настоящее время Россия и продолжает поддерживать правящий режим в Азербайджане, она не уверена в том, что здесь не произойдет смена власти. И желание Рушайло встретиться с оппозиционными лидерами можно рассматривать как признак этого беспокойства" ("Ени Мусават", Азербайджан, 30.09).
"Все началось с "утечки" информации из Кремля. Один из "кремлевских" источников примерно две недели назад сообщил агентству "Новости" о том, что Москва предлагает Вашингтону координацию действий на бывшем пространстве СССР. Президент России Владимир Путин после встречи с Джорджем Бушем в Вашингтоне, отвечая на вопросы журналистов, подтвердил эту "утечку". Путин за координацию. ... Кремль, не дожидаясь "понятного и прозрачного" ответа от Белого дома, начал сам доказывать, кто хозяин в регионе. После "утечки" информации из Кремля последовала небезызвестная конференция в Москве "Параллельное СНГ: Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия и Нагорный Карабах как реалии постсоветского пространства", устроителем которой был Институт стран СНГ при администрации президента России. Понятно, что руководитель института Константин Затулин мог организовать конференцию, где затронуты интересы трех стран - Грузии, Молдовы и Азербайджана только при согласии высших чинов. ... Что преследует Кремль, собирая сепаратистов в Москве, давая зеленый свет милиции задерживать азербайджанских торговцев десятками? Ведь до последних дней официальный Баку все время твердил о стратегических отношениях с Россией, а руководитель Кремля в свою очередь подтверждал данный курс. Смеем предположить, что Кремль беспокоит внешнеполитический и экономический курс официального Баку" ("Эхо", Азербайджан, 30.09).
"Однако на сей раз в Тбилиси, судя по всему, настроены серьезно, и Москва не может этого не понимать. По сути дела, требование Саакашвили ставит Россию перед весьма непростым выбором: или "сдать" своих союзников из числа сепаратистов, или же громогласно расписаться в их поддержке и принять на себя шквал обвинений в нарушении основополагающих принципов международного права. Словом, классический синдром "чемодана без ручки": бросить жалко, нести тяжело, что делать - непонятно. Ясно же одно: времена, когда Москва на постсоветском пространстве могла руководствоваться исключительно своими интересами и не особо интересоваться, как на ее действия реагируют новые независимые государства, уже миновали" ("Эхо", Азербайджан, 29.09).
"Дело тут не в личности господина сопредседателя Ю. Мерзлякова, дело в подходе его государства к политике урегулирования региональных конфликтов на постсоветском пространстве и удержания в своих руках рычагов давления на все страны региона, в том числе и государства Южного Кавказа. В Баку часто раздается мнение, что Россия не решает эти конфликты, она их породила, она их клонирует, она сдерживает процесс урегулирования. ... Почему-то тот же самый сопредседатель принимал за должное, когда его страна перебрасывала вооружение из Грузии в Армению. Почему-то именно представитель России выразил беспокойство в нашем случае (увеличение бюджетных ассигнований на оборону в Азербайджане). ... Заместитель главы МИДа Азербайджана Араз Азимов жестко называет такую позицию российского сопредседателя не более чем истерикой" ("Зеркало", Азербайджан, 28.09).
"Дело в том, что новые самолеты Су-27 производятся только в России (в Комсомольске-на-Амуре), и Словакия здесь могла быть только посредником. Что касается Су-25 и Ми-24, то, скорее всего, речь идет об уже использованных машинах, которые также могли быть приобретены в России. Торговля оружием в России, как и во многих странах, это прерогатива государства, а значит, проявление государственной политики. Продавая столь серьезное вооружение Еревану, Москва прекрасно осознает, что существенно усиливает военный потенциал Армении. Однако не менее интересна коммерческая сторона этого вопроса. Дело в том, что Су-27 это один из самых дорогих самолетов, стоящих 20 млн долларов. У Армении нет таких средств. Зачем же Москва делает такой подарок? Как говорится, здесь возможны варианты. Нет сомнений, что подобный жест может означать только одно - давление на Баку" ("525-я газета", Азербайджан, 04.10).
"Российский "прокремлевский" портал Страна.ру, комментируя ситуацию вокруг Ирана, банально проговаривается: по мнению аналитиков сайта, "Иран может рискнуть пойти и на дальнейшую конфронтацию с мировым сообществом и даже попытаться самому ввести санкции против своих "противников". Первым таким проектом может быть резкое сокращение поставок нефти на международный рынок, что в свете крайне нестабильной обстановки в нефтегазовой отрасли неизбежно приведет к новому резкому скачку цен". Вряд ли стоит напоминать в десятитысячный раз, что рост мировых цен на нефть - это манна небесная для России и кошмар для Запада, а "отобранные" у европейских стран "контракты", скорее всего, тоже достанутся России" ("Эхо", Азербайджан, 30.09).
КАЗАХСТАН
События, вызвавшие резонанс
Прямой теле- и радиоэфир В. Путина.
Визит делегации парламента РК в Москву.
Заседание Межгоссовета стран-участниц ЕврАзЭС.
Тезисы недели
Прямой теле- и радиоэфир Президента РФ В. Путина - пиар-акция главы государства.
Товарооборот между Россией и Казахстаном может достигнуть 10 млрд долларов.
Ньюсмейкеры
Владимир Путин: "Я не вижу своей задачей вечно сидеть в Кремле. Чтобы на экранах телевизоров по первой, по втор