Государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) побывала в прошедшую субботу с блиц-визитом в Москве. Ее цель состояла в том, чтобы перед очередным заседанием Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) убедить Россию занять жесткую линию США в отношении Ирана. Но министр иностранных дел Сергей Лавров в заключение переговоров подтвердил российскую позицию, что мол, необходимости подключения Совета безопасности ООН к спору вокруг иранской ядерной программы нет. По его словам, целесообразнее продолжить переговоры в рамках МАГАТЭ.
Лавров впервые со всей ясностью заявил, что Иран как подписант Договора о нераспространении ядерного оружия имеет право на обогащение урана. Тем самым, он выступил против США и ЕС, пытающихся заставить Иран отказаться от этого права. Еще в прошедший четверг вице-президент Китая Цзэн Цинхун (Zeng Qinghong) поддержал иранского министра иностранных дел Ирана Манучера Моттаки (Manuchehr Mottaki), говорившего о праве Ирана на мирное использование атомной энергии, и подчеркнул, что вопрос должен и далее рассматриваться в рамках МАГАТЭ.
Правление МАГАТЭ, в котором представлены 35 государств, займется вновь иранской атомной программой в ноябре. На последнем заседании в конце сентября этот орган 22 голосами - против была одна Венесуэла, воздержались представители двенадцати стран (в том числе - Россия и Китай) - была принята внесенная ЕС резолюция, чисто теоретически уже открывающая путь для рассмотрения проблемы в Совете безопасности ООН. Но администрации США для этого требуется, по меньшей мере, согласие Москвы и Пекина, поскольку они обладают правом вето в Совете безопасности. Поэтому США, поддерживаемые так называемым трио ЕС (Великобритания, Германия и Франция), стремятся оказывать на Россию давление, поскольку ее решению придается стратегическое значение.