В то время как одни индийские военнослужащие отличаются своими действиями в рамках оказания гуманитарной помощи в подвергшемся землетрясению кашмирском районе, тысячи их товарищей в Раджастане и на море отрабатывают вместе с российскими 'братьями по оружию' действия на случай войны. В конце недели были проведены совместные маневры под кодовым наименованием 'Indra-2005', средства массовой информации Индии практически обошли их своим вниманием. Десантники, например, атаковали в песках пустыни в Раджастане условный лагерь террористов. В Бенгальском заливе курсировали корабли российских и индийских военно-морских сил, перед которыми стояла задача обезвредить воображаемого противника. Представители командования индийских вооруженных сил прошли двухмесячный языковый курс в России, чтобы во время маневров не было языкового барьера. С российской стороны в маневрах принимали 1600 человек, в том числе парашютно-десантный батальон, три десантных танка, а также несколько кораблей Тихоокеанского флота.
Даже если это были уже не первые совместные маневры, проходили они в особый момент. В последние месяцы появилось впечатление, будто индийские военные постепенно порывают со своим традиционным советско-российским братством. Это братство способствовало оснащению индийской армии в 1947 году, сразу после получения Индией независимости. Еще до сегодняшнего дня вооруженные силы Нью-Дели - по численности личного состава они занимают четвертое место в мире - более чем на 50 процентов оснащены российской боевой техникой.
Однако нельзя не замечать, что происходит переориентация. В последнее время больше не являются чем-то сенсационным совместные военные маневры с США или Францией, проведение которых раньше было трудно себе представить. В Нью-Дели частенько появляются и западные братья по оружию, причем очень часто - израильтяне. Буквально только что с визитом там находился вице-президент американской системы Integrated Defence Systems компании Boeing Джим Олбау (Jim Aulbaugh). Он, по его собственным словам, хотел не только продавать военную технику, но и инициировать стабильное партнерство, в том числе с Индийским институтом наук в Бангалоре, с Организацией оборонных исследований и разработок, а также с Индийской организацией по космическим исследованиям (ISRO). В ближайшие десять лет, рассчитывают в компании Boeing и не только там, индийский рынок вооружений может принести 15 миллиардов долларов.
За этой тенденцией с озабоченностью наблюдают не только левые. Она сопровождается подспудными изменениями во внешней политике: происходит поворот от традиционных позиций на стороне развивающихся стран и стран, не входящих в блоки, в сторону Запада, прежде всего, США. Большой шум вызвал недавно министр обороны Пранаб Мукхерджи (Pranab Mukherjee), задокументировавший в Вашингтоне стратегическое партнерство.
Еще большую сенсацию преподнес в сентябре, во время своего визита в США, премьер Манмохан Сингх (Manmohan Singh) в связи с так называемой 'атомной сделкой': Нью-Дели, дескать, готов разделить свои ядерные объекты на гражданские и военные, и гражданские - поставить под контроль МАГАТЭ, если США будут поставлять ядерное горючее и современное атомное оборудование. В Индии это заклеймили позором как 'предательство национальных интересов' и 'поворот во внешней политике'. Проявлением этого поворота стало также сентябрьское голосование Нью-Дели в Вене против Ирана в МАГАТЭ.
Тон критике этого курса задают, разумеется, левые. Но они не одиноки. Даже бывший глава штаба армии генерал в отставке Сундараджан Падманабхан (Sundararajam Padmanabhan) предостерегает оттого, чтобы не оказаться полностью в руках Соединенных Штатов. Это не окупится, и было бы пустой тратой времени и денег. 'Мы на том же месте, где и были, нас угощают чаем и симпатиями, дают несколько радиолокационных станций и расплывчатые обещания по поводу боевых самолетов F-16', - пишет он в своей книге 'Говорит генерал'. Напротив, Пакистан как 'главный союзник Вашингтона, не входящий в НАТО', является, дескать, его настоящим партнером. По мнению Падманабхана, для Индии было бы полезнее стремиться к тесным отношениям в военной области с Россией и Китаем. Политические наблюдатели говорят, что последние индо-российские маневры с точки зрения практической пользы являются своего рода политическим фиговым листком, плохо маскирующим прозападный курс, начатый правительством Ваджпаи (Vajpayee) и продолженный нынешним правительством Объединенного прогрессивного альянса.