Китаю нужна нефть. Россия хочет 'взять под крыло' постсоветские государства. А для США ставка в игре - ход войны против террора
В начале 19 века [так в тексте. На самом деле события, о которых говорит автор, происходили во второй половине 19 века - прим. перев.] царская Россия и Британская империя вели тайную борьбу за Центральную Азию - эта эквилибристика на грани между дипломатией и войной позднее получила название 'большой игры'. Соединенные Штаты настаивают, что у них нет намерений устроить 'римейк' подобного противостояния.
'Мы не расцениваем Центральную Азию как предмет 'большой игры', - заявил недавно в Вашингтоне Дэниэл Фрид (Daniel Fried); в госдепартаменте он отвечает за 'евразийское направление'. - Мы не рассматриваем ситуацию в регионе как 'игру на вылет' между Соединенными Штатами, русскими и китайцами'.
Здесь, однако, есть одна загвоздка. Независимо от желаний Вашингтона, Китай и Россия уже разворачивают новый вариант 'большой игры' среди степей и снежных вершин центральноазиатского региона, наделенного нефтяными богатствами, но одолеваемого нищетой, коррупцией и исламским экстремизмом.
Бурный экономический рост в Китае побуждает Пекин обратить взор на Центральную Азию в поисках новых источников поставок нефти и газа. России вполне хватает собственной нефти, но Кремль рассматривает центральноазиатские государства как бывшие советские республики, которые следовало бы вернуть под его 'крыло'. Что же касается США, то для них этот регион является одним из важных фронтов войны с террором и жизненно необходимой 'зоной тылового обеспечения' для военных операций в Афганистане.
'Мы знаем, что в Центральной Азии 'маятник' качается легко и быстро, но в данный момент правила игры определяют Россия и Китай', - отмечает Еркин Тукумов, директор Центральноазиатского фонда за развитие демократии со штаб-квартирой в Казахстане.
В ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в три центральноазиатских государства, ранее входившие в состав СССР, госсекретарю Кондолизе Райс (Condoleezza Rice) удалось получить от руководства Кыргызстана письменное заверение в том, что США смогут сохранить свою военную базу в этой стране, предназначенную для тыловой поддержки боевых и гуманитарных операций в Афганистане.
В четверг Райс призвала лидеров Казахстана обеспечить свободные и честные президентские выборы в стране (они должны состояться в декабре этого года). Кроме этого, она побывала в Таджикистане и заверила тамошнее руководство, что США не стремятся к созданию военной базы на территории этой страны.
Однако в последние месяцы Россия и Китай активно развивают политические и экономические связи с центральноазиатскими странами, подписывая с их лидерами выгодные контракты в топливно-энергетической сфере и укрепляя партнерство в области безопасности. Кроме того, обе страны используют возникшие у центральноазиатских лидеров опасения, что западное влияние способно спровоцировать в их странах народные восстания по образцу тех, что привели к свержению автократических режимов в Грузии, на Украине и в Кыргызстане.
'Народы Центральной Азии имеют право самостоятельно выбрать свой путь развития, - заявил председатель КНР Ху Цзиньтао, выступая на саммите лидеров России, Китая и центральноазиатских государств в июле этого года [речь идет о саммите Шанхайской организации сотрудничества - прим. перев.]. - Они обладают мудростью и возможностями, чтобы решить вопросы в своих странах'.
Узбекский президент Ислам Каримов в своей речи на том же саммите высказался откровеннее. Целью правительств западных стран, отметил он, 'становится создание в регионе ситуации так называемой 'управляемой дестабилизации' . . . [попытки] навязать свою модель развития'.
Поворотным моментом, обусловившим перекройку альянсов в Центральной Азии, стал жестокий расстрел по приказу Каримова демонстрации в Андижане 13 мая этого года. Каримов утверждает, что войска вели огонь только по вооруженным людям, а количество жертв составило 187 человек. Однако правозащитные организации оценивают количество погибших как минимум в 700 человек, большинство из которых составили мирные демонстранты.
Каримов гневно отреагировал на призывы США и западноевропейских лидеров провести международное расследование случившегося: кончилось дело тем, что он приказал закрыть военную базу, которую США создали на юге страны для поддержки операций в Афганистане.
После андижанских событий Россия и Китай идут буквально на все, чтобы переманить центральноазиатских лидеров на свою сторону. Через 12 дней после побоища Каримову, прибывшему с визитом в Пекин, устроили торжественную встречу, а Ху всячески превозносил достижения гостя в деле 'защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности страны'. После того, как 3 октября Евросоюз объявил эмбарго на поставки оружия Узбекистану за его отказ подчиниться призывам к международному расследованию андижанских событий, российские лидеры поспешили заверить Каримова, что на Москву это решение никак не повлияет, и она, как и раньше, будет продолжать 'военно-техническое сотрудничество' с Ташкентом.
Россия действует в Центральной Азии с особым напором: 6 октября в московской газете 'Коммерсант' появилось сообщение, что Кремль намеревался убедить президента Таджикистана Эмомали Рахмонова отвергнуть просьбу США о создании военной базы в его стране, если таковая последует.
Китай, отчаянно пытающийся найти новые источники поставок энергоносителей, наращивает инвестиции в Центральной Азии. На узбекско-китайском форуме было решено вложить до 1,5 миллиарда долларов в совместные предприятия, в том числе по разведке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений в Аральском море. Кроме того, крупнейшая китайская нефтяная компания является одним из претендентов на покупку канадской фирмы 'PetroKazakhstan', контролирующей нефтяные месторождения с потенциальным объемом добычи почти в 150000 баррелей в сутки.
'Китай, несомненно, видит здесь благоприятный шанс для себя, - отмечает Майкл Холл (Michael Hall), аналитик из бишкекского отделения Международной кризисной группы (International Crisis Group). - Он рассматривает Центральную Азию как потенциальный источник поставок энергоносителей'.
Что же касается США, то они не проявляли особого интереса к центральноазиатскому региону до терактов 11 сентября, которые стали причиной американского вторжения в Афганистан и усилили тревогу в связи с наличием экстремистских исламских группировок в Узбекистане, Таджикистане и других бывших советских республиках Центральной Азии.
Помимо создания авиабазы Карши-Ханабад на юге Узбекистана, США предоставляли режиму Каримова, который много лет боролся с Исламским движением Афганистана (организацией, связанной с 'Аль-Каидой') финансовую помощь на миллионы долларов. Эта помощь продолжала поступать, несмотря на многочисленные данные о том, что под вывеской борьбы с терроризмом каримовский режим в массовом порядке бросает в тюрьмы и подвергает пыткам ни в чем не повинных граждан страны.
Однако события в Андижане, судя по всему, заставили США изменить свою позицию. На недавнем брифинге в Вашингтоне Фрид заявил, что в Центральной Азии американская дипломатия сосредоточит усилия не только на борьбе с исламским экстремизмом, но и на поддержке демократии и экономических реформ. 'У нас не может быть и не будет 'одномерных' отношений с любой из этих стран, основанных, к примеру, исключительно на интересах безопасности, - отметил Фрид. - Такая политика неэффективна'.
Президентские выборы в Казахстане в декабре и Таджикистане в конце 2006 г. станут 'испытанием на прочность' для нового американского курса поддержки демократических реформ. В Центральной Азии результаты выборов регулярно подтасовываются, чтобы у власти оставались лидеры, руководящие этими странами еще с советских времен. Единственным исключением стали состоявшиеся этим летом состязательные президентские выборы в Кыргызстане, на которых победу одержал Курманбек Бакиев: западные наблюдатели заявили, что они носили в основном свободный и честный характер.
'Выборы в Центральной Азии организуют люди, которые хотят остаться у власти, - утверждает Холл. - Каждый раз в ходе выборов мы наблюдаем ужесточение контроля за СМИ и деятельностью оппозиционных партий. Скорее всего, то же самое будет происходить и дальше, в результате чего США оказываются в трудном положении'.
В то же время, Китай и Россия не ставят свои дипломатические акции в регионе и финансовую помощь центральноазиатским государствам в зависимость от развития демократии и соблюдения прав человека, что, по словам аналитиков, дает им явное преимущество перед Вашингтоном.
'В Центральной Азии Россию и Китай считают предпочтительными партнерами, поскольку они не требуют демократических реформ и не интересуются проблемой прав человека, - полагает аналитик Досым Сатпаев, автор книги о казахско-китайских отношениях. - Когда у власти стоит нынешняя политическая элита, развивать демократию в Центральной Азии непросто'.