Своего рода классическим стало понятие, порожденное администрацией нынешнего президента США: 'ось зла'. Ею именуют ряд государств, которые тем самым были, по сути, превращены в зло, и для нападения на них больше не нужно никакого рационального объяснения.
Во внешнеполитическую мифологию проникло такое же, по сути, злобное явление - труба зла.
Точнее, трубопровод, который планируют провести по дну Балтийского моря из России в Германию.
Проект уже успели назвать 'пактом Путина-Шредера', капитуляций Европы перед экономическим империализмом России и т.п. Подобный образ мышления поддерживают не только СМИ Эстонии, но и обозреватели Литвы и Польши.
Витаутас Ландсбергис, бывший председатель Верховного совета Литвы, ныне депутат Европейского парламента недавно опубликовал свою точку зрения в издании Совета стран Балтии 'Балтинфо'. По его словам, страны Балтии и Польша всерьез озабочены тем, что вышеуказанный трубопровод ведет отношения ЕС-России к большей взаимной зависимости.
Наречение проекта 'пактом Путина-Шредера' напрямую свидетельствует о своеобразии нашего мышления: мы на уровне коллективного исторического понимания до мозга костей уверены, что любой германо-российский договор, который заключают через нашу голову, просто обязан быть враждебным по отношению к нам или, по меньшей мере, подозрительным.
Противное утверждение, что выход российского газовой трубы на рынок Европы не несет с собой ничего плохого, трудно оспорить. Да, кончено, нехорошо, если Европа останется в слишком большой зависимости от одного источника энергии или сырья.
Но давайте поставим вопрос иначе - а каковы альтернативы? Реальные, полновесные альтернативы растущему энергетическому голоду Европы? Альтернативы, которых было бы достаточно до тех пор, пока не будет найден эффективный по цене и качеству источник энергии?
Попробую несколькими словами расширить геостратегическую картину. Запасы нефти сокращаются, в то же время потребность в энергоресурсах все время возрастает.
Место нефти в ближайшем будущем может занять только один вид топлива - газ. Месторождения газа находятся, прежде всего, в России, его потенциальными потребителями все быстрее становятся почти все государства Евразии. Жизненно заинтересованы в них и США.
В силу обстоятельств к запасам российского газа тянутся также Китай, Индия и все расположенные к югу от них страны. В обстановке растущего глобального противостояния в борьбе за энергетические и иные ресурсы создан так называемый Северный альянс, в который, в числе прочих стран Северного полушария (Эстония, Польша, Германия, Великобритания и т.д.), входит и Россия.
Активное привлечение в этот альянс России - хотя бы через трубопровод - идет на пользу.
Все прочие калькуляции краткосрочны или конъюнктурны.
Я знаю, что как малое государство мы вынуждены (если не сказать обязаны) придерживаться в основном идеалистических принципов во внешней политике. Но в данном случае мы должны смотреть дальше очередных выборов.
Глобальный энергетический баланс не зависит от государственных границ или нашего обостренного исторического чувства справедливости.
В заключение еще один аспект, а именно - экологический. Прокладка трубопровода по Балтийскому морю на первый взгляд представляет опасность - как из-за утечек, так и из-за затопленного на дне моря химического и иного оружия.
Но угроза утечек из одного газопровода вполне очевидно меньше, чем из сотен танкеров.
Что же касается угрозы превращения морского дна в минное поле, то названный проект предусматривает вывоз скопившегося свинства (затопленного оружия) в специальные могильники.
Поэтому газопровод, проложенный по дну моря можно рассматривать не как трубу зла, а как возможность.