Когда министр иностранных дел Натвар Сингх (Natwar Singh) прибудет сегодня с четырехдневным визитом в Москву, то задача его будет состоять не только в подготовке запланированного на конец года государственного визита своего премьера Манмохана Сингха (Manmohan Singh). В его багаже - целый перечень вопросов, которые необходимо обсудить уже сегодня.
Буквально на днях с визитом в Нью-Дели находился заместитель госсекретаря США Николас Бернс (Nicholas Burns), чтобы довести до ума подписанное в июле в Вашингтоне соглашение в ядерной области. Оно привязывает Индию к США в важном секторе. Вашингтон в его рамках обещает поставлять для гражданской атомной промышленности Индии ядерные топливные стержни и предоставлять современные ядерные технологии, а также добиться от так называемой Группы ядерных поставщиков (NSG) отмены эмбарго, введенного после первых ядерных испытаний в Индии в 1974 году. Нью-Дели в ответ должен отказаться от дальнейших ядерных испытаний, провести четкую грань между гражданским и военным использованием ядерной энергии, а также поставить гражданские ядерные объекты под контроль МАГАТЭ.
Попытка США во время недавней встречи представителей Группы ядерных поставщиков в Вене добиться снятия с Индии ограничений в ядерной сфере с первого раза оказалась неудачной. Теперь Натвар Сингх будет пытаться, чтобы Москва оказала свое влияние на NSG так, как того хотела бы Индия. Пойдут ли действительно на это русские, покажет время. Поскольку обсуждать предстоит и другую очень актуальную 'ядерную тему': гражданскую ядерную программу Ирана. Несколько дней назад государственному секретарю США Кондолизе Райс (Condoleezza Rice) пришлось уехать ни с чем из Москвы, где она пыталась заставить Россию выступить против Ирана.
Натвар Сингх даже не будет пытаться делать это, так как две страны занимают в данном вопросе противоположные позиции. В сентябре на заседании МАГАТЭ Нью-Дели проголосовал против Ирана, в то время как Москва воздержалась. Общим знаменателем может быть лишь рассмотрение трудного иранского вопроса не в Совете безопасности ООН, а в МАГАТЭ. По меньшей мере, обе стороны в этом заинтересованы.
Кроме того, индийский министр возглавит делегацию, прибывающую на заседание совместной межгосударственной комиссии по торговле, экономическому, научно-техническому сотрудничеству. При этом центральное место займет вопрос об 'энергетическом голоде' Индии. Министр нефти Мани Шанкар Айяр (Mani Shankar Aiyar) в течение года трижды приезжал в Москву, чтобы дать ход соответствующим сделкам. Индия уже инвестировала в нефтяной и газовый проект на Сахалине три миллиарда долларов США и надеется заполучить еще большую долю российских сырьевых ресурсов. Своим визитом в Москву индийская дипломатия хочет не только сгладить впечатление левых партий у себя дома, будто правительство Объединенного прогрессивного альянса все больше и больше идет на поводу у США. Перед Натваром Сингхом стоит задача нанести своего рода 'освободительный удар', который должен продемонстрировать независимость индийской внешней политики.