Пять лет быстрого экономического роста России значительно поколебали ряды скептиков. И хотя и сейчас повторяют старую истину о зависимости России от цен на мировом рынке сырья, разговоры о губительных угрозах и недееспособности сильно поутихли. И в самом деле, дееспособность - вещь неопределенная. Разве дееспособен дефицит текущего счета США? Или превышающий инфляцию темп роста цен на недвижимость? Или нынешнее потребление нефти в мире? В отделенной перспективе нет. И что из того?
Год от года все лучше
Неопределенность отдаленного будущего не затенит тот факт, что экономика России функционирует год от года все лучше (или менее плохо, в зависимости от точки зрения). По прогнозам специалистов, ВВП России вырастет в нынешнем году в пределах 5,5-6 процентов. И в будущие годы можно ожидать прироста экономики, зависящей в основном от внутреннего потребления, примерно на 6 процентов. Особенно хорошим потенциалом развития в России обладают относительно малоразвитые сферы обслуживания (торговля, финансовый обмен, транспорт и т.п.).
Если в прошлые годы доходы от повышения цен на нефть поступали в виде налогов в основном в руки правительства России, то сейчас государство, ставшее значительно более богатым, решило поделиться доходами с народом. Скачкообразный рост пенсий и зарплат в общественном секторе свидетельствует не только о послаблении фискальной политики (профицит бюджета России впечатляет), но и о корректировке долгосрочных прогнозов средних цен на нефть. Тенденция к росту текущих расходов, подпитывающая как внутреннее потребление, так и инфляцию, продолжится, по меньшей мере, до завершения выборов 2007 и 2008 годов.
Хотя правящая бюрократия мешает экономическому развитию, субъективное отношение к риску-доходу в глазах инвесторов все же уменьшилось. Случай с 'ЮКОСом' продемонстрировал, где проходит грань между дозволенным и недозволенным, между секторами, руководимыми 'стратегическими' и рыночными силами. Приток внешних инвестиций из Люксембурга и Кипра свидетельствует о возврате российского капитала. Инвестиции в основные средства выросли примерно на 9 % (в 2004 году +11%). Быстро выросла эффективность производства, поэтому постоянное укрепление курса рубля не мешает конкурентоспособности российских фирм. На деле конкуренты из России гораздо опаснее для наших предприятий, чем массовое производство Китая.
Растет частное потребление
Россия с ее быстро растущим внутренним рынком представляет серьезную угрозу для нашего близлежащего экспортного рыка. Шестипроцентный прирост экономики может показаться не вызывающим впечатления, но он не отражает действительного роста покупательной способности жителей соседнего государства. Если в 2002 году ВВП в пересчете на одного человека составлял около 2 400 долларов США, а в 2004 году 4 100 долларов, то в 2006 году он по оценкам 'Standard & Poor's' уже вырастет до 6 300 долларов (а в 2008 году 8 300 долларов). Неудивительно, что в России начался потребительский бум. Во втором квартале нынешнего года реальное частное потребление выросло по сравнению с прошлым годом на 13 процентов. Доходы русских растут, создавая совместно с крепнущим рублем хорошую основу для роста импорта.
Импорт России, который уже превысил докризисный уровень, вырос в 2004 году (в евро) на 24%. Это значит, что экспорт Эстонии, ориентированный на ЕС, должен для удержания позиций на российском направлении расти очень быстро, не менее чем на 25% в год.
И в самом деле, ввоз товаров в Россию вырос в прошлом году скачкообразно (+71%), как и число экспортеров на восточный рынок. Согласно данным статистического департамента, с прежнего стабильного числа в 800 предприятий до 1 100. Даже если большая часть этого скачка связана со вступлением Эстонии в ЕС, ясно, что доля России как целевого экспортного государства неизбежно выросла. Такая же тенденция просматривается и в Финляндии, для которой Россия вновь стала крупнейшим торговым партнером. Экспорт стран Северной Европы в Россию вырос в первом полугодии 2005 года на 34% (общий экспорт только на 8%).
Виды на отделенную перспективу неуверенные
Хотя у России имеется большой потенциал быстрого роста и в отдаленной перспективе, это всего лишь потенциал, реализация которого зависит от множества составляющих. Одна из них - объем инвестиций. Инвестиции в России составляют всего лишь 18 процентов от ВВП (в Эстонии 28). Этого недостаточно для обеспечения долгосрочного развития. Увеличение уровня инвестиций необходимо, и здесь многое зависит от деятельности государства. Для увеличения инвестиций в инфраструктуру (что само по себе хорошая мысль), Россия планирует создать Инвестиционный фонд в 2,5 млрд. долларов.
Использование средств этого фонда является признаком того, что здесь умеют пользоваться упавшими с неба богатствами или же о том, что в России улучшилась административная деятельность. Использование доходов государства в инвестиции (инфраструктуру, человеческий капитал) с точки зрения долгосрочной перспективы более предпочтительно, но учитывать нужно и качество использования средств: пока государственные институты слабы, а возможность эффективных инвестиций невелика, направление денег на финансирование крупных проектов не самое верное дело.
Вторым ключевым вопросом является развитие банковского сектора. Деятельный финансовый обмен мог бы значительно содействовать инвестициям частного сектора, но, как показало минувшее лето, доверие людей даже к крупным банкам легко улетучивается. Именно из-за ранимости банковского сектора Центробанк России избегает резкого ужесточения требований, несмотря на то, что 1 300 банков для России слишком много (в большинстве из них собственный капитал менее 5 миллионов евро).
Что же касается политического будущего государства, то нереально ждать возникновения стабильной демократии по западному образцу. Лучшее, на что можно надеяться, это продолжение политики, направленной на прагматичные экономические реформы. Будущий президент России, будь то С.Иванов, Медведев, Шойгу или кто иной, будет избран, очевидно, узким кругом в Кремле и, по мнению россиян, это не самый плохой вариант. Народ не всегда решает наилучшим образом, особенно в ситуациях, требующих изменений. Вы, например, никогда не задумывались, почему конституция Эстонии запрещает выносить вопросы бюджета и налогов на референдум?