Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русские идут. В поисках вилл, водки и высоких заборов

От Порто Черво до Порто Ротондо: Сардиния стала завоеванной землей для новых богатых, приезжающих из Москвы. Вот как они живут. И как тратят деньги

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Символической датой высадки на Сардинии, эквивалентом того самого 1825 года, когда в Ницце впервые появилась российская императорская фамилия, стал июль 1997 года. Год, когда королевская пара Михаила и Раисы Горбачевых прибыли в гости к издателю из Кальяри Ники Граузо на его виллу в нескольких километрах от Порто Черво. Дорожка была проторена. Но по-настоящему светский поворот истории наступил только через пять лет, когда дочери Владимира Путина - Маша и Катя провели лето на одной из вилл Сильвио Берлускони, 'Синьора B.', как его по-дружески называют девушки

На последней выставке для миллиардеров Millionaire Fair, которая прошла в Москве несколько недель назад, этого не удалось показать. Было все: машины, драгоценности, золотая сантехника, сигары и даже чудо - стать свидетелем того, как на голове, благодаря системе перераспределения собственного волосяного покрова и в соответствии с обещаниями голландского института красоты Laser Aesthetic, растут волосы. И все же, организаторы этой колоссальной акции упустили нечто более оригинальное, чем привычные игрушки для богачей, нечто более мощное, чем господство над человеческой природой, даже если речь идет о возвращении волос на облысевшую голову. Среди десятков стендов 'Крокус Экспо' не было легкого как пушинка сомнения, прозрачной как мыльный пузырь мысли, в результате которых всплывал вопрос: 'Что лучше - Лазурное побережье или Изумрудное?'. Сомнения, которое, как писала в начале осени одна из лучших и наиболее тиражных российских газет 'Коммерсант', не все могут себе позволить - кто из-за денег, кто из уважения к здравому смыслу. Но именно в этом и есть отличие, в том числе и между 39 миллиардерами и 429 миллионерами, которые превратили Москву в город с самой большой концентрацией богатства в мире.

Подобные волнения души и экзистенциально-географические разногласия были вызваны размышлениями группы 'друзей'. 'Куда поедем в отпуск в 2006 году?', - спросили себя, вернувшись в небоскребы неосталинского стиля, герои тусовки - сладкой жизни по-русски. Где лучше провести отпуск - во Франции или в Италии? И, углубляя дилемму: где нам будет веселее - в казино Монте-Карло или в частном клубе 'Billionaire'? И еще: где будет изысканнее купить одну и ту же сумку от Гуччи - в Каннах или в Порто Черво? И наконец: где загорать - на причесанных пляжах Ниццы, где уже отдыхали цари во второй половине XIX века, или на диких пляжах Порто Черво?

По стопам Путина

Несмотря на эту душераздирающую драму и то, что Владимир Путин побывал на обоих побережьях, русские, похоже, все же сделали свой выбор. Доказательством тому служат миллионы евро, потраченные за последние годы и месяцы на покупку самых роскошных вилл на Изумрудном побережье и в земном раю, который его окружает. Настоящий бум. Успех, который наполнил хроники газет и кассы отелей и бутиков. И не важно, что эта полоска земли может похвастаться лишь 40 годами истории, а эти домики, рассыпанные по коврам мускуса, похожи на рождественские райки в августе. Согласно данным опросов, важно то, что на Сардинии можно почувствовать себя свободнее. Расслабленнее. И, что самое главное, здесь меньше истории за плечами.

Романовы ездили не сюда, а на Лазурное Побережье? Прекрасно. А вместе с царями и их последними наследниками могут не беспокоиться и знаменитые интеллигенты - от Чехова до самого Ленина, от Шагала до Дягилева, которые в течение почти целого века отдыхали на французском побережье Средиземного моря. Это касается и тех первых олигархов, которые сразу же после дикой приватизации направились на Cap D'Antibe и Cap Ferrat, по следам своих более благородных предшественников. И значит самое важное качество побережья Сардинии - быть белым листом, на котором можно переписать собственную историю. Новые цари? Миллиарды без тени далекого прошлого. А на недавнее прошлое еще бьет очень яркий свет.

Символической датой высадки на Сардинии, эквивалентом того самого 1825 года, когда в Ницце впервые появилась российская императорская фамилия, стал июль 1997 года. Год, когда королевская пара Михаила и Раисы Горбачевых прибыли в гости к издателю из Кальяри Ники Граузо (Nichi Grauso) на его виллу в нескольких километрах от Порто Черво. Дорожка была проторена. Но по-настоящему светский поворот истории наступил только через пять лет, когда дочери Владимира Путина - Маша и Катя провели лето на одной из вилл Сильвио Берлускони, 'Синьора B.', как его по-дружески называют девушки. В 2003 году настал черед семьи Путиных в полном составе, отдыхавшей в салонах, на пляжах и среди 400 кактусов, высаженных на 'Villa Certosa' в Порто Ротондо. Эта любовь пустила корни, и поэтому вскоре Путин купил для дочерей квартиру в центре Порто Черво и, говорят, через подставное лицо приобрел для себя лично большую виллу площадью 1200 квадратных метров за 10 миллионов евро все в том же районе.

Это стало инаугурацией моста Италия-Россия, к золотому реестру коммерческих успехов которого можно причислить и покупку принадлежавшей Кавальере (так называют в Италии Берлускони - прим. ред.) 'Villa Tulipano' в том же в Порто Черво королем российской металлургии Василием Анисимовым. И, кстати, говоря о том же круге, нельзя забыть о 'завоевании' 'Villa Minerva' в Пунто Вольпе площадью 600 квадратных метров с тремя гектарами сада, принадлежавшей Веронике Ларио (жена Берлускони - прим. ред.), после долгих месяцев утомительных переговоров за 15 миллионов евро. Ключи от дома, а также мебель и предметы домашнего обихода получил Рустам Тарико, некогда добывавший гостиничные номера для итальянских туристов, а сегодня ставший миллиардером и владельцем водки 'Русский Стандарт'.

Еще один шаг, правда, не совсем уверенный из-за привычки допоздна следить за теннисными партиями с участием любимой Марии Шараповой, - и мы добираемся до Бориса Ельцина, который этим летом был гостем на вилле своих соотечественников в Пунто Волпе. Мария Джованелли (Maria Giovanelli), сардинская журналистка, известная под псевдонимом Мара Малда, рассказывает: 'Каждый день Борис Ельцин приезжал на островок Морторио напротив Порто Ротондо, где он загорал и купался за живой изгородью своих телохранителей. И как Венеру, выходящую из пены морской, его встречали, оборачивали в мягкие полотенца и вели живого и невредимого под зонт. Потом на яхту и обратно на виллу'. И именно там бывший президент, уставший от проведенной у телевизора ночи, прямых и обводных ударов, пошатнулся, упал и сломал шейку бедра. Его сразу отвезли в больницу, а затем в Москву. Конец отпуска.

Два королевства президента Кантора

Зато, несмотря на возраст, с блеском бросала вызов подъемам и спускам в огромном саду за рулем электромобиля широкая душой и телом мать Вячеслава Кантора, друга Путина, мецената, коллекционера, президента колосса АКРОН (минеральные удобрения), который вот-вот станет новым президентом Российского еврейского конгресса. Он стал героем сардинской хроники, как новый владелец приобретенной за 23 миллиона евро 'Villa Fabbri', которую также называют 'Вишенкой'. Покупка была совершена после приобретения за 19 миллионов другой виллы по соседству с членами семьи Берлускони - Сильвио, Паоло и их сестрой Антониеттой.

Оставаясь в кругу ближайших друзей, за несколько минут на машине можно добраться до 'Villa Minerva' и вместе с Рустамом Тарико вечером пойти в 'Billionaire'. 'Мистер Тарико был нашим гостем два месяца подряд', - рассказывает Роберта Тана (Roberta Tana), директриса 'Billionaire'. - Его вечеринки запомнились надолго. Особенно та, что была посвящена презентации водки 'Империя'. Из Москвы приехали десятки манекенщиц в белых одеждах и шапках (дело было в августе), которые предлагали всем гостям попробовать новый продукт. А еще были жонглеры, танцовщики, музыканты, все русские, которых пригласили специально для этого. А вообще московское община разрослось настолько, что из 100 гостей клуба, 70 - русские, прекрасно воспитанные, высокого класса, не обращающие внимания на цены'. Это золотое правило распространяется также и на бывшие республики (СССР - прим. ред.), например, на низложенного президента Украины Леонида Кучму, его дочь Елену и зятя Виктора Пинчука, которые заплатили этим летом по 1000 евро за ночь пребывания в гостеприимном отеле 'Cala di Volpe', где они нежились на солнце в шортах и шлепанцах.

Правда, неизвестно, воспользовалась ли семья Кучмы присутствием православного священника. Он был специально приглашен из Москвы, чтобы была возможность в воскресенье утром сходить на службу. Зато точно известно, что на Изумрудном побережье произошло чудо, о котором ватиканская дипломатия мечтает многие годы - экуменические объятия католиков и православных. 'Уже год как мы отдали в распоряжение наших русских собратьев церковь Nostra Signora Bonaria в Лишиа ди Вакка', - объясняет дон Раймондо Сатта (Raimondo Satta), приходской священник Порто Черво, близкий к бомонду благодаря дружбе с Фионой Сваровски и семьей Бурбонов. 'Экуменический диалог - это высшая форма верности Евангелию, и мне показалось, что у русских семей, наших друзей непременно должна быть возможность исповедовать свою веру вдалеке от отчего дома'.

А верующих на Изумрудном побережье должно быть много, учитывая количество 'Феррари' и 'Мерседесов', припаркованных каждое воскресенье у церквушки, возведенной век назад. Эта историческая реконструкция здесь, где все такое новое, возможно, навела главу 'Газпроминвеста' Алишера Усманова на мысль отметить покупку 'Villa Merloni' в Ромаццино за 35 миллионов евро бал-маскарадом. Тема - Венеция. Это была игра на повышение, поскольку приглашением из Москвы группы паяцев и цирковых акробатов, в общем-то, никого не удивишь, а вот убедить шестерых гондольеров на четырех парадных гондолах оставить спокойные воды Лагуны ради волн Средиземного моря - это совсем другая история.

На гондоле по Средиземному морю

Десять тысяч евро только на транспортные расходы, и караван выехал из Венеции, добрался до Ливорно, а оттуда на корабле до Ольбии. 'Мы должны были перевозить гостей с яхты на виллу', - вспоминает Дориано, координатор Кооператива гондольеров 'Dogana'. 'Среди них было много детей, женщин, некоторые даже пожилые, в общем - красивый семейный праздник. Но это был праздник и для нас. За много лет работы я никогда не видел, чтобы моя драгоценная свадебная гондола так красиво отражалась в кристально чистых водах бухты. Это был спектакль: золотой корпус, голубая вода, скользить по которой было настоящим удовольствием, потому что море на Сардинии солонее, чем Лагуна, и держаться на воде там проще. Более того, надо было бы сюда приезжать каждое лето и катать на наших гондолах этих людей, у которых, может быть, нет времени приехать в Венецию'. Можете не повторять дважды, синьор Дориано. Здесь все возможно. А настоящих сомнений так мало.