' . . . Разладились наши связи с единоверным миром, и идеологическая функция Грузии постепенно начала отмирать. Прошло еще немного времени, и в результате развития мореплавания великие торговые пути перекочевали на моря и океаны. Тем самым мы лишились и экономической своей функции. Короче говоря, в один прекрасный день стало ясно, что мы лишились международной функции. . . ' (Чабуа Амирэджиби 'Дата Туташхиа')
Регион: Америка поняла, что теряет контроль в Азии, поэтому госсекретарь Кондолиза Райс срочно направилась в регион Средней Азии, министр обороны Дональд Рамсфельд - в Индию, а бывший госсекретарь Генри Киссинджер по инициативе Дж. П. Моргана приступил к поиску ниши для американских инвестиций в российских энергопроектах, чтобы Соединенные Штаты не остались вне будущих энергетических маршрутов.
Как видно, российская сторона во время встречи с Киссинджером указала на экспансионистскую политику США в Средней Азии. И это, по всей вероятности, вызвало довольно сильную озабоченность Америки. Иначе ничем нельзя объяснить тот факт, что Кондолиза Райс, изменив маршрут своих визитов, совершила внеплановую поездку в Москву.
Очевидно, что серьезного разговора не получилось, так как для России оказались недостаточными аргументы американской стороны, что сферу ее интересов в регионе составляет только Исламская Республика Иран.
Единственным достижением среднеазиатского вояжа Кондолизы Райс можно считать лишь то, что в Киргизии, ставшей на путь 'строительства демократии', была временно (!!!) оставлена американская база. Однако нельзя не отметить, что после отъезда госсекретаря США в Киргизии начались беспорядки, и это серъезно ослабило позиции ее нынешних властей.
Наверное, в ближайшее время Киргизии тоже придется пересмотреть свои позиции подобно Узбекистану, который не только выдворил американские базы, но во время визита президента Каримова в Москву заключил Договор о военно-союзнических отношениях с Россией и разместит на своей территории российскую базу.
В Казахстане на декабрь назначены президентские выборы. Никто, в том числе и американцы, не сомневается в том, что победителем на этих выборах вновь выйдет Назарбаев. Поэтому и не пытаются проводить там какие-либо 'демократические' изменения, чтобы окончательно не испортить отношения с этой страной, богатой энергоресурсами.
Индия после визита Рамсфельда провела совместные с Россией десантные учения. Все вышесказанное свидетельствует о том, что американская политика в регионе не эффективна и регион сосредотачивается вокруг России.
Более того, догадавшись о бесперспективности своей политики в Центральной Азии, Соединенные Штаты без лишнего шума прекратили угрозы в адрес Ирана и переключились на запасную мишень - Сирию. А Иран вслед сделал довольно вызывающее заявление и пригрозил Израилю, подчеркнув тем самым бессилие Америки в регионе. Россия же встала на позицию Сирии.
Что касается Белоруссии, то теперь ни у кого уже нет иллюзии относительно возможности там 'революционных' изменений, поскольку на ее территории расположен Центр связи по управлению военно-морским флотом России. А о значимости этого объекта даже говорить излишне.
Не состоялась ожидаемая революция и в Азербайджане.
На Украине процессы развивались, как и предполагалось, и страна оказалась в глубоком политическом кризисе, выход из которого стал возможен только в русле российских политических интересов.
Сегодня на Украине сравнительно тихо, что обусловлено большим политическим (и не только политическим) торгом между двумя политическими силами - Ющенко-Тимошенко. И та из них возьмет в дальнейшем в свои руки бразды правления, на которой остановит свой выбор Россия, подкрепив ее третьей силой - Януковичем.
Это будет сделано в обмен на то, что правительство Украины скорректирует свои интересы с учетом интересов соседней России. В свою очередь, и спикер Рады Литвин не остался без российской поддержки. Во всех случаях, в результате предстоящих в марте парламентских выборов, большинство в Украинской Раде будет укомплектовано из депутатов - сторонников политической интеграции с Россией.
Правда, перед Новым годом на Украине вновь можно ожидать беспорядков, вызванных несколькими причинами: во-первых, к этому времени уже будет ясно, кто в стране остался без поддержки со стороны России. А во-вторых, с 1-го января на Украине вступает в силу поправка к Конституции, которая значительно ограничивает власть президента.
Но как бы ни развивались события на Украине, ее политическая ориентация уже определена и направлена она в сторону России. А иначе чем можно объяснить новую американскую формулу 3+3 (3 государства Балтии плюс 3 государства Кавказа), озвученную во время недавнего визита в Грузию президента Литвы Адамкуса.
Для чего надо было изобретать новую формулу, когда всего несколько месяцев назад уже существовало объединение так называемых 'стран победившей демократии', включавшее Украину, Азербайджан и другие государства. Напрашивается вывод, что теперь и сами американцы уже не верят в проамериканскую ориентацию Украины, и ее попросту вычеркнули из новой схемы. Не задействован и нефтепровод Одесса - Броды, который должен был стать кормильцем для 'стран победившей демократии', так как Азербайджан заявил об отказе транспортировать нефть в этом направлении, Украина же не смогла найти другого поставщика. А после несостоявшейся революции в Азербайджане вопрос о дальнейшем его участии в данном проекте вообще отпал.
Сейчас между Россией и традиционной Европой идет прямая экономическая интеграция. Наглядный пример этого - российско-германский проект по прокладке газопровода по дну Балтийского моря, в обход стран Балтии и Польши. А после визита Путина в Голландию и эта страна тоже подключилась к данному проекту.
Теперь отдельно коснемся темы нефте- и газопроводов в свете глобальной политики.
В мире начался процесс глобального перераспределения, который окажется довольно болезненным для некоторых регионов. Контуры этого глобального перераспределения вырисовываются в свете новых маршрутов транспортировки энергоресурсов. Будут созданы новые политические блоки, объединяющие страны, по территории которых пройдут эти энергетические маршруты. А те государства, ориентация которых не будет соответствовать политике стран, контролирующих энергомаршруты, окажутся обойденными.
К ним относятся государства Балтии, Польша, а совсем скоро их число пополнит и Грузия. Дело в том, что посредством австрийского энергогиганта OMV разработан проект газопровода под названием 'Набуко' со следующим маршрутом: Армения-Турция- Болгария (с ответвлениями Сербия-Черногория)-Румыния- Венгрия- Австрия. По имеющимся в Армении трубопроводам может пойти азербайджанский и иранский природный газ, а российский - по газопроводу в Азербайджане. Последние геологические исследования Каспийского региона показали, что нефти там меньше, чем прогнозировалось, зато запасы природного газа на месторождении Шах-Дениз превзошли все ожидания.
Именно газ будет основной сферой интересов в регионе. Исходя из этого, Армения может стать узловым местом по распределению огромных ресурсов природного газа. С учетом того, что Армения является военно-политическим партнером России и ее энергетический сектор полностью находится под российским контролем, нетрудно догадаться, что и новый проект будет осуществляться под контролем северного соседа.
Что касается других участников проекта, то возможно сближение позиций Москвы, Тегерана и Анкары, и в этом плане данный проект можно будет считать одним из важнейших экономических факторов.
Как уже отмечалось, в нем будут задействованы и традиционно лояльные к России Болгария и Румыния, основная часть энергосектора которых находится под контролем российских и австрийских государственных или частных компаний
А Венгрия, тоже участвующая в проекте, считается образцовой страной по размерам инвестиций 'Газпрома'. Так что ясно: на газопровод 'Набуко' будут нанизаны как бусы те страны, которые лояльны по отношению к российской политике и интересы своих стран соотносят с интересами России.
На первый взгляд, уязвимой точкой этого проекта являются армяно-азербайджанские и армяно-турецкие отношения. Но сегодня России выгоднее искать пути урегулирования этих, казалось бы, неразрешимых проблем, чем пойти на политический риск и пустить природный газ по территории Грузии, контролируемой американцами.
Примирение властей России и Грузии или даже нормализация их отношений выглядит более невероятной, чем примирение Азербайджана и Армении.
Тем более, что у Грузии, кроме проблемы американского влияния, есть и два нерешенных этноконфликта, не менее сложных, чем Карабахский. Их урегулирование может потребовать в общей сложности больше усилий, чем решение проблем, имеющихся за пределами страны.
Насколько мне известно, между Баку и Ереваном уже ведутся конфиденциальные переговоры по целому ряду проблем. О результатах этих переговоров мы узнаем очень скоро, уже в первом квартале будущего года. И если они будут плодотворными и Азербайджан даст согласие на транзит газа по территории Армении, уверен, что и Турция не откажется получать природный газ из Армении для последующей его транспортировки.
В этом случае Россия предстанет в роли гаранта Армении перед двумя государствами, находящимися с ней в противостоянии. 17 ноября в Самсуне состоялась официальная церемония пуска на полную мощность газопровода 'Голубой поток'. Он проходит по дну Черного моря из России в Турцию (это совместный российско-турецко- итальянский проект). Все вышесказанное означает, что Россия оставляет Грузию вне главных энергомаршрутов региона. Это адекватный шаг в ответ на проводимую в последние годы властями Грузии политику в отношении России.
Что же ожидает нас, если события будут развиваться по данному сценарию?
С осуществлением вышеназванного проекта Грузия остается вне сферы геополитических интересов России. Автоматически и американцы потеряют стратегический интерес к Грузии, поскольку уже не смогут посредством нее контролировать энергомаршруты в регионе. Интересы переместятся, и страна окажется в весьма плохом положении, когда интерес к ней уже пропал и отношения ограничивается лишь вежливыми декларациями.
Однако это отнюдь не означает, что Соединенные Штаты окончательно уступили свои позиции. Правда, Америка потерпела поражение в Средней Азии, в Европе тоже ей ничего особенно хорошего не светит, так что регионом для возможной дестабилизации остается для нее только Кавказ. Но после перехода проекта 'Набуко' в рабочую стадию США потеряют влияние и на Кавказе, поскольку единственная страна, которая полностью находится под их контролем, т.е. Грузия, сама окажется в положении вне игры.
Исходя из этого, для США единственным средством остаться в регионе и восстановить свое влияние будет попытка провалить этот проект. А реально осуществить это можно только путем возобновления военного противостояния между Арменией и Азербайджаном.
Инструменты провоцирования следующие: азербайджанская оппозиция, Американская Ассоциация армян (American Armenian Аssociation) и власти Грузии, на которых названная ассоциация имеет гораздо большее влияние, чем на власти самой Армении. Оставшейся без экономических функций и только под американской режиссурой Грузии останется лишь роль элемента дестабилизации в регионе.
Поэтому Соединенные Штаты, в первую очередь, попытаются сохранить свое влияние на Грузию. Как выяснилось, сейчас в Штатах разрабатывается проект, согласно которому в Грузии должны четко определиться две 'цивилизованные' партии, что, по замыслу авторов проекта, окончательно исключит возможность прихода во власть страны не прогнозируемых Америкой лиц.
Подготавливается так называемый файл, в котором будет сконцентрировано досье на всех лиц, кто претендует на участие в политике или в серьезном бизнесе. Этот метод уже апробирован в сателлитно-марионеточных странах. Предположительно, окончательные рамки упомянутого проекта обозначатся к июлю 2006 года. Его основной смысл в том, чтобы после каких бы то ни было изменений в руководстве Грузии к власти приходили политики, которые интересы Америки поставят выше интересов собственной страны.
Ну а планы России в отношении Грузии предусматривают: ее изоляцию от стратегических партнеров, полную зависимость от российской энергетики, блокирование всех шагов нынешней власти, предпринимаемых для решения имеющихся проблем, а также демонстрация грузинской политической элите и населению ошибочности курса нынешнего руководства страны или будущей ее власти, если та пойдет тем же курсом.
По нашей информации, власти Грузии всячески пытаются выйти на диалог с Россией, но российская сторона считает диалог с этой властью несерьезным. Для этого есть две причины: отсутствие факторов доверия и времени (даже три месяца назад было еще не поздно).
Параллельно в мире происходят примечательные и важные для нас процессы, которые в конечном итоге окажут большое влияние на будущее Грузии.
Последние события во Франции показали со всей очевидностью, что политическое спокойствие и стабильность в Европе не так устойчивы, как это кажется на первый взгляд, и в благоустроенной Европе тоже могут появиться серьезные проблемы.
Эти события вызвали немалую озабоченность не только у правительства Франции, но и других стран Евросоюза. А это, в свою очередь, повлечет то, что тема дальнейшего расширения Европы вообще будет закрыта. Не исключаю, что начнется обратный процесс: государства Евросоюза начнут укрепление собственных границ внутри Объединения и перейдут на более жесткую национальную политику.
Если Соединенные Штаты утратят позиции и на Кавказе, то, с учетом происходящих в Европе процессов, им придется перейти на доктрину Монро, которая предусматривает концентрацию влияния Америки лишь на Западной полусфере мира и рекомендует отказаться от вмешательства во внутренние дела религиозно-исторически твердо определившихся стран и регионов.
Игнорирование этой доктрины и стремление к мировому господству привели США к тому, что у них на своем же континенте, в Латинской Америке, возникли серьезные проблемы. Американская экономическая экспансия в латино-американские страны наталкивается на серьезное политическое противодействие, которое становится все более агрессивным и непримиримым.
Число известных антиамериканцев - Кубинского лидера Фиделя Кастро, президента Венесуэлы Хуго Чавеса, президента Бразилии Лулы скоро пополнит еще один ярый антиамериканец, реальный кандидат на победу в декабрьских президентских выборах в Боливии.
Под боком у самой Америки, занятой созданием 'оранжевых поясов' за многие тысячи километров от своей страны, сформировался антиамериканский блок, скрепляемый опасениями, что единственным местом, куда перекочует 'эвакуированный' из Восточной полусферы в Западную военно-экономический потенциал США, станет Латинская Америка.
Власти Грузии не сумели наладить прочные стратегически-партнерские отношения ни с одной ведущей европейской страной, не смогли упорядочить ситуацию ни с одним соседним государством, а самое сильное из них в плане военном и экономическом превратили в своего врага. Страна выпала из дальнейшей схемы региональной интеграции, и единственной надеждой для нее осталась стратегическая поддержка Америки, у которой, как выше было сказано, с каждым днем прибавляются более важные проблемы. Кроме того, что тоже нельзя не отметить, у США снизился интерес к нашей стране.
Власти Грузии и ее территория остаются очагом опасности в регионе, и единственной возможностью избежать этой опасности является приход такой власти, которая будет осуществлять реальную национальную стратегию, преодолеет стереотипы и воспользуется потенциалом, имеющимся вокруг нашей страны. В противном случае Грузия окажется в таком глобальном кризисе, для выхода из которого потребуются десятилетия, в то время как все остальные страны региона, в результате быстрого экономического развития, уже будут пожинать плоды материального благополучия.
В декабре в Грузии четко выявятся направления развития ожидаемых внутренних процессов, но это отдельная тема для анализа.