25 ноября 2005 года. На этой неделе российский президент Владимир Путин впервые за 5 лет посетил Японию для встречи с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi). Они и их министры подписали 12 документов, которые затрагивают различные вопросы, от совместных усилий в противодействии международному терроризму до экономического сотрудничества, включая и обещание России построить нефтепровод из Восточной Сибири к побережью Японского моря.
Однако два лидера не сумели осуществить прорыв в споре о Северных территориях, что помешало опубликованию совместного коммюнике саммита. В состав Северных территорий входят четыре компонента - острова Итуруп, Кунашир и Шикотан, а также группа мелких островов под общим названием Хабомаи - захваченные советскими войсками во время операции, которая началась 18 августа 1945 года, спустя 3 дня после капитуляции Японии, и продолжалась до начала сентября того же года. С тех пор эти острова находятся под российской оккупацией.
Во время саммита г-н Коидзуми призвал г-на Путина подтвердить существование и юридическую силу прежних соглашений, в частности, Совместной японо-советской декларации 1956 года и Токийской декларации 1993 года. Япония считает, что переговоры по территориальной проблеме следует продолжать на основе этих соглашений. В Совместной декларации 1956 года Советский Союз согласился передать Японии о. Шикотан и группу островов Хабомаи после того, как две страны подпишут мирный договор. Декларация 1993 года, подписанная японским премьер-министром Морихиро Хосокавой (Morihiro Hosokawa) и российским президентом Борисом Ельциным, подтвердила, что переговоры по территориальной проблеме должны охватывать четыре острова и основываться на прежних документах, подписанных совместно двумя государствами - включая, как заявил г-н Ельцин, и Совместную декларацию 1956 года - и на принципе законности и справедливости.
Г-н Путин воздержался от ясного ответа на заявление премьер-министра Коидзуми. Вместо этого он сказал, что Россия хотела бы добиваться взаимоприемлемого решения вопроса о демаркации границы. Он также сказал, что, хотя Россия действительно хочет решить данный вопрос, изменение демаркационной линии затронет другие территориальные вопросы, которые явились результатом второй мировой войны, создав проблему для России. Хотя две стороны согласились продолжить консультации по территориальному спору, г-ну Коидзуми на пресс-конференции пришлось признать, что их позиции сильно расходятся.
В 2001 году сам г-н Путин совместно с японским премьер-министром Йосиро Мори (Yoshiro Mori) подписал в Иркутске заявление, подтверждающее юридическую силу целого ряда документов, в число которых входят Совместная декларация 1956 года и Токийская декларация 1993 года. Однако примерно год назад он сказал, что готов выполнить взятые Россией в Совместной декларации 1956 года обязательства в отношении островов Шикотан и Хабомаи, но критиковал Японию за то, что та требует возврата всех четырех островов. В сентябре 2005 года он сказал, что, в соответствии с международным правом, все четыре острова, как совершенно очевидно, находятся под суверенитетом России, и что ставить этот факт под сомнение никак нельзя.
Нынешняя жесткая позиция г-на Путина, возможно, объясняется несколькими факторами. Г-н Путин, быть может, использует тот факт, что Совместная декларация 1956 года является единственным имеющим касательство к японо-российским отношениям документом, который был ратифицирован законодательными органами обеих стран. Япония, возможно, после встречи в Иркутске однажды послала России сбивающий с толку сигнал, когда она временно взяла на вооружение своей дипломатии политику одновременной атаки на двух направлениях: одна атака с целью возврата Шикотана и Хабомаи, другая - с целью возврата Итурупа и Кунашира. Россия, быть может, сочла, что Япония удовлетворится возвратом только Шикотана и Хабомаи. Или, возможно, г-ну Путину придала смелости бурно растущая российская экономика. Высокие цены на нефть приносят процветание России, крупному добытчику нефти, и ее экономика растет с темпом около 7% в год. Г-н Путин, возможно, считает, что нет необходимости решать территориальный спор ради того, чтобы привлечь японскую экономическую помощь, и что двусторонние экономические отношения будут развиваться даже в случае, если этот территориальный спор останется неразрешенным.
Нет короткого пути для Японии, чтобы достичь своей цели. Этот спор будет разрешен только тогда, когда российско-японские отношения станут достаточно гармоничными, чтобы устранить взаимное недоверие. Японии следует честно выполнять согласованные положения подписанных документов, которые включают поддержку заявки России на вступление во Всемирную торговую организацию и сотрудничество во многих областях, в частности, в энергетике, информационных и связных технологиях и в демонтаже старых российских атомных подводных лодок. В дополнение, обеим сторонам следует избегать политизации территориального спора, ибо она может навредить позитивным результатам, достигнутым в ходе прежних усилий. Обе стороны должны настойчиво стремиться к отношениям взаимного доверия, которого слишком часто недоставало в прошлом.
Японии также следует нарастить усилия по созданию такого международного климата, который будет способствовать разрешению территориального спора. Ей необходимо улучшать связи с соседними странами.