На встрече в Токио 21 ноября премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) и российский президент Владимир Путин не смогли сделать совместное заявление об остановившихся переговорах по поводу заключения мирного договора. Безусловно, причина этого - в неспособности сторон прийти к согласию относительно северных территорий. Нет ничего необычного в том, что по итогам официального визита российского президента не сделано никакого политического заявления. Это наверняка затормозит развитие будущих отношений Японии и России.
За тупиковую ситуацию ответственность несет Россия, продолжающая игнорировать предыдущие соглашения о территориальном споре. Во время своего трехдневного визита Путин, приехавший сюда в сопровождении сотни бизнесменов, выражал большое стремление к развитию экономического сотрудничества с Японией.
Стороны договорились о 12 совместных программах, включая одну в сфере энергетического сотрудничества. Однако, пока Россия не продемонстрирует свою искренность в решении территориального вопроса, будет невозможно формировать между двумя странами сбалансированные отношения взаимного доверия и экономические связи.
Москва должна вернуться к принципам Токийской декларации 1993 года, в которой говорится о том, что Япония и Россия подпишут мирный договор после урегулирования территориальных претензий Японии на четыре северных острова.
На встрече в верхах премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми подчеркнул принципиальную позицию Японии: прошлые соглашения, в том числе, Токийская декларация, сохраняют свою 'важность и действенность', а переговоры о мирном договоре должны быть возобновлены на базе данного соглашения.
Однако Путин не упомянул Токийскую декларацию. Он даже едва не подверг отрицанию прошлые договоренности, заявив, что 'не следует политизировать' проблему северных территорий.
Россия намерена расширять экономические отношения с целью получения материальных выгод. Япония надеется на российские энергетические проекты, включая строительство нефтепровода из Восточной Сибири на тихоокеанское побережье и разработку угольных месторождений. Похоже, что, по мнению Москвы, энергетические потребности Японии заставят Токио пойти на расширение экономического сотрудничества, даже если в территориальном споре будет достигнут минимальный прогресс или если его не будет вообще.
Жесткая позиция России по территориальному вопросу была озвучена в выступлении Путина по государственному телевидению в сентябре прошлого года. Он заявил, что суверенитет России над северными территориями был подтвержден нормами международного права как результат второй мировой войны, поэтому здесь совершенно нечего обсуждать.
Россия незаконно занимает северные территории уже 60 лет. Четыре острова - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (группа маленьких островков) - исторически составляют неотъемлемую часть Японии. Данные острова были признаны японскими по Договору о дружбе между Японией и Россией, подписанному в 1855 году, когда в Эдо (старое название Токио - прим. пер.) были установлены дипломатические отношения между сегунатом Токугава и царской Россией. По этому договору граница между двумя странами устанавливалась между островами Уруп и Итуруп.
В августе 1945 года, когда близилась к концу вторая мировая война, Советский Союз в нарушение японского-советского договора о нейтралитете объявил войну Японии. Через две недели после окончания войны советские войска оккупировали четыре острова. Советский Союз отказался подписать мирный договор в Сан-Франциско, который был заключен между Японией и странами-союзницами. Не существует ни одного международного соглашения, в котором четыре этих острова признаются в качестве российской территории.
В 1956 году Япония и Советский Союз подписали совместное коммюнике о восстановлении дипломатических отношений. Советы согласились вернуть острова Шикотан и Хабомаи после подписания мирного договора. В документе не упоминаются Итуруп и Кунашир, поскольку на переговорах о передаче четырех островов не было достигнуто больших результатов. В дипломатической ноте, врученной в то время Японии, Советы, однако, согласились продолжить переговоры о мирном договоре, в том числе, о территориальном споре.
Токийская декларация, подписанная российским президентом Борисом Ельциным и премьер-министром Японии Морихиро Хосокавой (Morihiro Hosokawa), создает основу для разрешения территориальной проблемы. Лидеры двух стран пришли к соглашению о том, что 'необходимо преодолеть' наследие трудного прошлого двусторонних отношений. Таким образом, руководители Японии и России впервые выразили общую решимость урегулировать территориальный спор.
Подписанное в 1997 году в Красноярске соглашение обязывает Японию и Россию прилагать 'все возможные усилия' для заключения к 2000 году мирного договора на основе Токийской декларации. Тем не менее, этому соглашению не суждено было материализоваться по причине внутренней ситуации в России, а именно - из-за ухудшившегося здоровья Ельцина и ослабления его власти.
В 2000 году, когда в Японии к власти пришла новая администрация во главе с Йоширо Мори (Yoshiro Mori), а в России главой государства стал Путин, некоторые члены правящей Либерально-демократической партии начали высказывать мысли, отличные от сути Токийской Декларации. Например, они заявляли о том, что два маленьких острова (Шикотан и Хабомаи) должны быть возвращены прежде, чем остальные, более крупные острова. Российские источники отмечают, что такие комментарии создали у России неверное впечатление о существенном изменении Японией своей позиции на переговорах.
Выступая по телевидению, Мори признался, что во время встречи с Путиным в марте 2001 года, незадолго до своей отставки, он предложил провести отдельные 'параллельные переговоры' об условиях передачи островов Шикотан и Хабомаи, а также о претензиях на острова Кунашир и Итуруп. Мори подвергся в Японии резкой критике за такое рискованное предложение, поскольку оно могло привести к признанию Японией российских условий, по которым передаваться должны были только Шикотан и Хабомаи.
В совместном заявлении в конце переговоров с Мори Путин подтвердил, что японско-советское коммюнике, которое Россия рассматривает в качестве основы для формулы передачи только двух островов, является 'отправной точкой' для начала процесса мирных переговоров. В то же время, российский президент согласился с тем, что мирный договор должен быть заключен путем разрешения территориальных претензий на все четыре острова - на основании Токийской декларации.
Недавние заявления Путина противоречат не только основным соглашениям, заключенным между двумя странами в прошлом, но и подписанному им самим официальному документу. Россия должна начать честные переговоры с Японией в рамках Токийской декларации.
На урегулирование территориального спора уйдет много лет терпеливых переговоров. Время Коидзуми подходит к концу, поскольку в сентябре будущего года он должен уйти с постов руководителя Либерально-демократической партии и премьер-министра страны. Однако ему следует со всей мудростью противостоять искушению совершить торопливые и непродуманные поступки.
Бывший ведущий автор редакционных статей 'Kyodo News' Кейзо Набешима пишет статьи по политической и международной проблематике.