Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"На заминированном дне Балтики - смертельная угроза"

Известный российский эколог предупреждает: прокладка газопровода может вызвать катастрофу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Замысел проложить газопровод из России в Германию по дну моря приводит к возникновению серьезной угрозы того, что в ходе строительства будет потревожено затопленное в Балтике смертоносное химическое оружие. Это чревато экологической катастрофой. В этом уверен лидер партии 'Зеленая Россия', руководитель российского Центра экологической политики, академик Алексей Яблоков

Замысел проложить газопровод из России в Германию по дну моря приводит к возникновению серьезной угрозы того, что в ходе строительства будет потревожено затопленное в Балтике смертоносное химическое оружие. Это чревато экологической катастрофой.

В этом уверен лидер партии 'Зеленая Россия', руководитель российского Центра экологической политики, академик Алексей Яблоков.

После Второй мировой войны союзники антигитлеровской коалиции затопили в Балтийском море 303 тысячи тонн немецкого химического оружия. Часть боеприпасов с ипритом, люизитом, фосгеном, зарином и другими смертельными ядами лежит на дне Финского залива, где пройдет трасса будущего газопровода.

- Действительно ли на дне моря скрывается такая большая опасность? - спросил 'Летувос ритас А.Яблокова.

- Экологи об этом предупреждали 15 лет назад, когда были рассекречены данные о захороненном на дне Балтийского моря химическом арсенале Гитлера.

Ведь отравляющие вещества, которыми начинены боеприпасы, не разлагаются.

Это наследие Второй мировой войны унесло жизни многих людей. Еще 20 лет назад в иностранной и даже советской печати появлялись сообщения о странных смертях рыбаков, забрасывавших сети в Финском заливе.

В моем личном архиве собраны данные о нескольких таких случаях. Люди рыбачили, приплывали с уловом на берег и неожиданно умирали от неизвестной болезни.

Кроме того, есть сведения, что в Балтийском море появилось много выродившейся рыбы. Теперь ясно, что это - результат химического мутагенеза. Ведь иприт, люизит - мутагенные материалы.

Из всех этих фактов можно сделать вывод, что утопленные после войны боеприпасы уже начали истлевать, и химический арсенал Третьего Рейха начал свою войну против человечества.

А что произойдет тогда, когда на такие бомбы или снаряды будут положены трубы газопровода, который раздавит их проржавевшую оболочку?

- Премьер Альгирдас Бразаускас недавно заявил: Москва проинформировала литовские власти о том, что в 120 километрах от побережья Литвы русские после 1945 года захоронили контейнеры, в которых находится около 30 тыс. тонн отравляющего газа.

Обратите внимание, что Москва сообщает о контейнерах.

Означает ли это, что затопленное вооружение было хотя бы как-то дополнительно защищено?

- Какие там контейнеры?! Все было совсем не так. Когда союзники в Германии обнаружили эту гору химического оружия, возник вопрос, что с ним делать.

Возникла угроза, что этим арсеналом может воспользоваться еще действовавшее в то время нацистское подполье. Союзники тайно приняли решение затопить боеприпасы.

Западные союзники погрузили свою часть боеприпасов - 268 тыс. тонн - на 50 старых трофейных кораблей, которые вместе с арсеналом намеревались затопить в Атлантическом океане.

Однако когда суда плыли проливами Каттегат и Скагеррак, что соединяют Балтийское и Северное моря, началась буря. Так что весь караван, который состоял из трех групп судов, оказался на дне этих проливов.

Сегодня уже говорят, что место затопления химического оружия стоило бы прикрыть саркофагом.

Это трудно и дорого, но возможно. Ведь место, где лежат суда с боеприпасами, известно.

Судьба советской части найденного арсенала - куда как хуже.

Может, военному руководству стало жалко топить суда, которые еще могли пригодиться, а, может, и по другой причине, но 'советская часть' была утоплена по-варварски.

Военные просто сбросили бомбы и снаряды с палубы идущих на всей скорости катеров и других судов прямо в воду.

Есть свидетельские показания об этих событиях. Как вы понимаете, площадь, на которой были утоплены боеприпасы, была очень большой. Поэтому сегодня никто не может точно сказать, где именно захоронен этот арсенал.

- В российской печати я нашел утверждения, что такая информация есть. Например, было написано, что в связи с участившимися случаями химического отравления среди рыбаков они были обеспечены морскими картами, на которых были отмечены запрещенные для рыболовства зоны.

- Повторяю - точной информации никто не имеет. Это большая акватория, где бомбы и снаряды затапливались без всякого порядка.

Как можно установить, где именно утонула та или иная бомба, выброшенная с плывущего корабля?

Кроме того, известно, что боеприпасы сбрасывались не у берега, а подальше в море.

Газопровод также пройдет не по берегу, а, по меньшей мере, по середине Финского залива. Где-нибудь он точно заденет такое 'кладбище'.

- Неужели нет никакого способа прокладки газопровода, чтобы можно было бы обойти это опасное место?

- Вообще-то его можно обойти, оставив в покое Финский залив и проложив трубу, скажем на Финляндию, а через нее - дюкером по дну Балтийского моря.

- А если бы труба была проложена через территории Эстонии, Латвии или Литвы?

- Так ведь, насколько я понимаю, сам проект был задуман так, чтобы не нужно было прокладывать газопровод через Эстонию, Латвию, Литву и Польшу.

- Какими могут быть последствия, если труба потревожит одно из скоплений химического оружия?

Можно хотя бы примерно указать масштаб ущерба?

- Я не берусь делать такие предсказания. Чересчур много факторов, которые необходимо учесть: где это произойдет, какие именно боеприпасы (и отравляющие вещества) будут в этом месте. Конечно, все они опасны, однако из воздействие отличается, а это вызвало бы различные последствия.

- Видите ли Вы какой-нибудь выход?

- Наши ученые, особенно Калининградского океанологического института, не раз поднимали этот вопрос, когда еще и самой идеи прокладки газопровода не было.

Одно время проблемой нейтрализации арсенала занималось даже Министерство по чрезвычайным ситуациям, собирались группы энтузиастов. Однако все уперлось в деньги - требуются очень большие суммы.

- Сегодня специалисты утверждают, что такие работы могут стоить 5 миллиардов долларов, а весь проект газопровода оценивается в 4 миллиарда евро.

- Да, все упирается в деньги. Предварительная очистка дна Балтики сделала бы проект значительно более дорогим.

- Недавно заместитель начальника отдела поставки энергии и экологии российского концерна 'Газпром' Станислав Маркин заявил, что компания не обязуется поднимать со дна Балтийского моря химическое оружие и вообще не будет заниматься его нейтрализацией, прокладывая газопровод.

Представляется, что российская власть собирается сделать опасный шаг - проложить газопровод через минное поле?

- Об этом следовало бы спросить в Кремле. Но я не слышал, чтобы в России проводились хотя бы подготовительные консультации по этому вопросу.

Могу сказать только одно: прокладка такого газопровода по дну Балтийского моря представляет гигантскую экологическую опасность.

***

В субботу на проходившей в Таллине сессии Балтийской Ассамблеи была принята резолюция, где выражается протест по вопросу строительства этого газопровода.

'При прокладке газопровода по дну Балтийского моря и позднее при его эксплуатации необходимо обязательно уничтожить все угрозы, которые представляет собой затопленное на дне Балтийского моря после Второй мировой войны химическое оружие.

Прокладка газопровода не должна нарушить экосистему Балтийского моря и навредить Балтике как особенно чувствительной морской зоне, растительности и животному миру региона', - пишется в документе.