Почти через полтора года после трагических событий - захвата школы в Беслане - потрясших мир, расследование, проводившееся парламентской комиссией, выяснило, что российские военные несут ответственность за трагедию наряду с боевиками.
Захват бесланской школы чеченскими сепаратистами и последовавшая за этим спасательная операция, проводившаяся российскими войсками, имели трагический финал, 331 человек, большинство из которых были дети, погибли при штурме, который был осуществлен совершенно неправильно.
Теперь расследование, проведенное комиссией парламента Северной Осетии, подтвердило то, о чем говорили родители погибших на протяжении полутора лет: что российские силы безопасности и правоохранительные органы не справились со своей работой. По сути, те, кто потерял родных и близких во время этой трагедии, утверждают, что ответственность за случившееся лежит на более высокопоставленных чинах на иерархической лестнице - тех, кто близок к Кремлю.
После того, как бесланская драма достигла своей кульминации - за которой весь мир следил, затаив дыхание, в прямом эфире - эксперты по вопросам безопасности, западные средства массовой информации и представители власти были шокированы жестокостью действий сил безопасности. Без сомнений, правоохранительные органы и российское руководство могли вести переговоры с захватчиками, чтобы выиграть время и убедить их освободить детей. На самом деле, говорят, что захватившие заложников боевики хотели вести переговоры с российскими властями, и что им мог быть предоставлен безопасный коридор для ухода в обмен на сохранение жизней сотен невинных детей. Как впоследствии стало известно из западных СМИ, захватившие заложников люди были не убежденными боевиками, а обычными молодыми людьми, стремившимися привлечь внимание всего мира к их бедственному положению.
Российские власти и средства массовой информации справедливо пытались представить бесланскую трагедию как их собственное "11-е сентября". Это действительно стало переломным моментом в истории страны. Трагедия стала эмоциональным потрясением не только для России, но и запала в сердца людей во всем мире. Было нелегко смотреть на этих голых, до смерти испуганных детей, спасавшихся бегством или на родителей, скорбящих по тем, кто не вернулся в тот день из школы. Во всем мире родители и дети разделяют боль и страдания бесланских родителей и детей.
Россия и правительства других стран не должны забывать Беслан и его уроки, если они надеются избежать повторения таких трагедий в будущем. Для разрешения таких сложных ситуаций, как захват бесланской школы и для решения таких непростых вопросов, как чеченский, необходимо прибегать к диалогу и убеждению, а не к грубым и бездумным действиям в стиле спецназа или применению силы.