Бразильское правительство и его союзники по Группе G-20 пытаются не допустить полного провала конференции по торговле в Гонконге на будущей неделе. Министр (иностранных дел — прим. перев.) Селсу Аморим и его коллеги по группе до сих пор демонстрировали необходимую гибкость для достижения прогресса на переговорах и положительного результата на министерской встрече в рамках Всемирной организации торговли (ВТО). В случае нового фиаско, почти нет сомнения, ответственность ляжет на дипломатов Евросоюза, которые отстаивают протекционистскую политику в отношении сельскохозяйственных товаров.
Британское правительство является в Европе исключением. Премьер-министр Тони Блэр выступает за широкую реформу сельскохозяйственной политики блока, основанной на весомых субсидиях и завышенных охранительных барьерах.
Самое серьезное противодействия изменениям исходит от правительств Франции, Испании и Италии. С меньшим шумом другие правительства блока также противостоят значительным изменениям. Позицию Франции можно понять, поскольку именно Франция получает от этого главные дивиденды в финансовом выражении.
За несколько дней до начала конференции комиссар по торговле ЕС Питер Мендельсон попытался внести раскол в ряды G-20, предложив повысить с 60% до 70% предложенное сокращение самых высоких пошлин на сельскохозяйственную продукцию.
Это было смелым шагом. Все министры 'группы 20' отстаивают изменение сельскохозяйственной политики богатых стран, однако не все являются конкурентоспособными в этой торговле. В Бразилии есть условия для открытого выхода на этот рынок. Однако для нее было неожиданным согласие правительства Индии на предложение Мендельсона.
Смелость этого предложения, тем не менее, не означает того, что европейцы намерены пойти на эффективную либерализацию торговли сельскохозяйственными товарами. Европейцы отстаивают сохранение специальных условий для защиты многих товаров (называемых 'Чувствительными') в объемах, достаточных, чтобы нейтрализовать возможности Бразилии конкурировать в различных сегментах сельскохозяйственной торговли. Кроме того, они уклоняются от определения точной даты для ликвидации субсидий на экспорт сельскохозяйственной торговли, на чем настаивают правительства Бразилии и США.
Глава бразильского МИДа Селсу Аморим выразил готовность Бразилии пойти дальше, чем достигнутые недавно договоренности по уступкам в торговле промышленными товарами и в сфере обслуживания. Отправным пунктом, по его мнению, должна стать более эффективная либерализация торговли сельскохозяйственными товарами.
Европейцы отреагировали так, будто правительство Бразилии не собиралось идти на уступки в сфере услуг и промышленных товаров. От них последовала характерная реакция, как будто они не намерены вести переговоры и хотят сохранить нынешние условия торговли, и возлагают на собеседников ответственность за новый тупик раунда Дохи.
Впервые бразильская дипломатия проявляет готовность серьезно расширить торговые уступки в промышленности и услугах, которые считаются более приоритетными партнерами из более развитого мира. На деле представители конкурентоспособной бразильской промышленности уже проявили интерес к проведению более широких переговоров, которые не ограничатся поискам изменений в торговле в сельском хозяйстве.
Они считают, что Бразилия не является больше исключительно аграрной страной, и ее дипломатия должна работать над задачами диверсификации торговли. Несмотря на то, что развитые страны сохраняют низкие барьеры на пути бразильских промышленных товаров, в некоторых случаях, препятствия становятся достаточно высокими для того, чтобы ударить по бразильским экспортерам.
Кроме того, бразильское правительство может потребовать специальных условий на свои промышленные товары как 'чувствительной' продукции. Это является нормальным условием для любых переговоров и стоит распространить его на различные сферы, одновременно, не забывая о претензиях в отношении либерализации торговли сельхозпродукцией.
Времени явно мало, и необходимо приложить силы для достижения какого-нибудь результата на конференции в Гонконге. Если это возможно, то, по крайней мере, договориться о сроках прекращения субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции. В этом случае совещание не будет окончательно провалено и удастся избежать нового тупика.