Российские и латвийские ученые провели первую встречу за последние 15 лет. "Мы должны честно признать, что Латвия все еще страдает русофобией, а Россия заражена балтофобией. Меня как гражданина Латвии, как патриота своей страны, просто как человека гуманистических взглядов очень тревожит, что в Латвии русофобия все еще является ходовым товаром.
Товаром, который активно используют многие латвийские политики", - признала на первом за долгие годы круглом столе латвийских и российских социологов известный ученый-этнолог профессор Илга Апине.
Политическая холодность в отношениях между Россией и Балтией сказалась и на двусторонних научных контактах. Вакуум в личных и профессиональных связях ученых-обществоведов стал уже просто неприличным. Достаточно сказать, что у Института социологии Российской академии наук в работе десятки проектов и программ совместно с американцами и ни одного - с коллегами из стран Балтии.
И вот первая после 15-летней паузы встреча академических кругов состоялась в понедельник в конференц-зале гостиницы "Латвия" на презентации нового, дополненного издания монографии Ренальда Симоняна "Россия и страны Балтии". Свой фундаментальный труд - плод многолетних и разноплановых исследований - директор Российско-Балтийского центра Института социологии РАН посвятил социально-экономической трансформации, через которую прошли Россия и страны Балтии начиная с первых лет перестройки. Книга Р. Симоняна - это честная попытка ученого объективно осмыслить историю сосуществования россиян и прибалтов. Познать - значит понять. А понять - значит принять друг друга такими, какие мы есть. Этнокультурные особенности - не препятствие для взаимопонимания людей с едиными базовыми ценностями, такими как дети, семья, работа. Об этих общих приоритетах говорят социологические опросы европейцев и россиян. "Для народов Латвии и России важны одни и те же ценности, - сказал директор Института социологии РАН профессор М. Горшков. - Да, в западном обществе для индивида первичны гражданские свободы, а в России - свобода воли, состояние души. Что с этим делать? Просто принять как данность".
Профессор Майя Куле из Института философии и социологии Латвийской академии наук отметила, что есть различия и в стратегических задачах российского и латвийского общества. В России - это борьба с бюрократизмом, в Латвии - интеграция. Но задача ученых одна - служить истине. А миссия - сделать народы ближе и толерантнее другу к другу. Пока с толерантностью в Латвии не очень хорошо, особенно в среде политиков. "Что греха таить, русофобия хотя уже не свирепствует так, как в начале - середине 90-х, но все еще является ходовым товаром в латвийском обществе. Русофобию используют многие латвийские политики в качестве основного элемента своей предвыборной кампании. Эти политики далеки от истинных интересов Латвии и латышского народа. Они не понимают, да и не хотят понять, что сегодня ситуация в стране кардинально изменилась, сегодня и русская община уже совершенно другая - активная, достаточно патриотичная, предприимчивая, сильная. Русские больше не являются пассивными наблюдателями, как в 90-е годы, они хотят участвовать в общественно-политической жизни, они хотят влиять на ситуацию в стране. И они влияют, причем влияние это позитивное. И г-н Симонян в своей книге это очень хорошо показал. Считаю, что эту книгу следует прочесть не только представителям академического мира, но и, может быть даже в первую очередь, политикам. Политикам Латвии и России", - сказала профессор-этнолог Илга Апине.
Книгу Р. Симоняна надо прочитать и политологам, и политикам, и журналистам, чтобы избавиться от многих тиражируемых ими предрассудков, посоветовала профессор Илга Апине. Например, от такого: что прибалты стали виновниками развала СССР. Ренальд Симонян доказывает, что только из-за нерешительности Горбачева был упущен шанс сохранить экономически реформированный СССР - как предлагали это с самого начала депутаты Верховного Совета от Прибалтики. Профессор Апине посоветовала своим соотечественникам избавляться от русофобии, а россиянам - от балтофобии. "Ведь это смешно, если кто-то из России приезжал в Латвию много лет назад в санаторий в Юрмале и больше никогда с латышами не сталкивался, но относится к ним с опаской и неприязнью".
А латвийскому государству, считает Илга Апине, давно пора подумать, как выбраться из двух ям, в которые оно угодило: это социальное расслоение общества и недальновидная, непросчитанная этнополитика. Отчуждение и взаимная подозрительность, подогреваемые и раздуваемые политическими спекулянтами, приводят к штилю и в экономических отношениях наших стран. Экономист Райта Карните считает ненормальным, что у маленькой Латвии товарооборот и инвестиции с маленькими соседями - Литвой и Эстонией - достигают большего объема, чем с огромной Россией!
Ее поддержал президент АО "Туриба" Иварс Страутиньш: "В мире идет глобализация и концентрация, а мы, наоборот, расходимся. Мы даром отдали свой рынок западному капиталу, отдали ему и российский рынок, где были наши товары. Что касается бюрократизма в России, то об этом не стану судить, но то, что в Европе он оказался похлеще советского, это точно. Чтобы нашему предпринимателю получить софинансирование из фондов ЕС, надо написать научный проект объемом с толстый роман!" Роль науки, считает И. Страутиньш, в том, чтобы оценить необходимость всех тех требований, которыми душат производителя. Своими рекомендациями ученые должны содействовать созданию благоприятного климата для отечественного предпринимательства. "Ведь и крестьянину в Новгородской области, где у Рижского молочного комбината куплено молочное производство, и крестьянину в Латвии важно прежде всего, чтобы был стабильный рынок сбыта его продукции", - заключил И. Страутиньш. Словом, наши страны хорошо распробовали на вкус свободу друг от друга, и, кажется, впервые за 15 лет, по словам Илги Апине, "возникла предпосылка для реального консенсуса и внутри самого российского и латвийского общества, и между Латвией и Россией". А социологи двух наших стран готовы работать над совместными проектами, которые бы окончательно сблизили нас, помогли бы избавиться от отравляющих наше сотрудничество стереотипов.