Дэвид Уолл является научным сотрудником Института Восточной Азии при Кэмбриджском университете и ассоциированным членом лондонского Королевского института международных отношений
Москва, 12 декабря 2005 года. Недавно я присутствовал на конференции в Москве, которая была посвящена привлечению в Россию иностранных прямых инвестиций. Эта конференция на высоком уровне была организована агентством "Interfax" и лондонским Королевским институтом международных отношений (Chatham House); в ней участвовали министры, высокопоставленные чиновники и ведущие бизнесмены, как российские, так и иностранные.
Для конференции, призванной привлечь иностранные прямые инвестиции - а в зале было много бизнесменов из Западной Европы и Северной Америки - это было странное событие. Обыкновенно на подобных конференциях хозяева пытаются чрезмерно расхваливать свою страну, но в данном случае российские министры, чиновники и бизнесмены соревновались друг с другом в том, кто приведет самые сильные основания в пользу отказа от инвестиций в России.
Министр экономического развития и торговли Герман Греф и министр природных ресурсов Юрий Трутнев жаловались, что правительство затягивает, даже пытается повернуть назад экономические реформы, а также что чиновничество тормозит и искажает претворение в жизнь реформ, которые уже утверждены. Это было невероятно, но понятно.
Иностранные прямые инвестиции в России низки и продолжают сокращаться; в настоящее время они составляют 5% валового внутреннего продукта страны. Если исключить крупные иностранные инвестиции в нефтегазовую отрасль, они крайне малы по мировым стандартам. В действительности на этой конференции шла речь о том, почему иностранные инвесторы не хотят инвестировать в России и почему они, возможно, не станут инвестировать здесь и в дальнейшем.
Почему Россия с ее 25% разведанных мировых запасов нефти и природного газа (вероятно, эти запасы гораздо больше) и примерно с такой же долей используемых мировых запасов древесины не может привлечь иностранные прямые инвестиции, которые ей нужны, чтобы обеспечить устойчивое развитие своей экономики? Почему в настоящее время складывается впечатление, будто бы Россия в обозримом будущем осуждена оставаться лесорубом и нефтедобытчиком (и быть провайдером большого количества импортных предметов роскоши для тех, кто наживается, законно или нет, на вырубке леса и добыче нефти)?
Ответом является политика. На конференции стало ясно, что политическая ситуация в России сегодня не благоприятствует привлечению иностранных прямых инвестиций. Россия при президенте Владимире Путине в политическом плане деградирует; она становится националистической и ксенофобной.
Путин, бывший офицер КГБ, собрал вокруг себя группу близких дружков из числа политиков и чиновников, которые с ностальгией вспоминают о днях Советского Союза. Недавно он назвал крах Советского Союза самым важным геополитическим событием 20-го века.
Возвращение России статуса уважаемой мировой державы означает для Путина и его дружков создание автократической политической системы, опирающейся на военных, органы безопасности и милицию (и даже криминальные элементы). Эти структуры доказали, что готовы поддерживать Путина - вполне возможно, что они даже контролируют его.
Шаги в направлении демократии стопорятся и обращаются вспять; либеральные экономические реформы тормозятся, стопорятся и обращаются вспять; контроль над индивидуальными свободами ужесточяется; а целые отрасли экономики ренационализируются (в том числе средства массовой информации, которые в противном случае могли бы это критиковать). Предприниматели (кроме тех, кого Путин поддерживает и привел в свой лагерь угрозами уничтожить их империи) приходят в отчаяние.
Один присутствовавший на вышеупомянутой конференции предприниматель, успешный национальный дистрибьютор мобильных телефонов, цифровых камер и тому подобных устройств, воскликнул, что он и ему подобные сегодня "находятся в состоянии войны с правительством, войны с бюрократами, войны с властями регионов и областей". Он рассказал, как в его магазины бросали коктейли Молотова, как на них совершали налеты региональные налоговые органы при поддержке легковооруженной пехоты, и как одно министерство "конфисковало" партию мобильных телефонов стоимостью 55 млн. долл. США, которые впоследствии пропали, а компенсацию за них не выплатили.
На неспособность Путина и других политических лидеров вдохновить российский народ, дать людям надежду и цели, которые бы их мотивировали, указал и другой руководитель промышленности как на причину того, почему российская экономика не может реализовать свой потенциал. У людей, сказал он, не осталось честолюбивых замыслов. Повсюду рушится инфраструктура, а производственный сектор неэффективен и находится в упадке, так как не поощряются никакие сколько-нибудь значимые планы реструктуризации с целью создания более современных предприятий.
Ситуация с образованием ухудшается даже в тех областях, где Россия традиционно была ведущей: в математике, инженерном деле и химии. В путинской России, сказал он в заключение, единственное, чем можно гордиться, так это женским лаун-теннисом.
Отсутствие надежды, отсутствие амбиций находит свое отражение в демографии. В России уменьшается численность населения - мужчины умирают от чрезмерного потребления алкоголя в свои лучшие рабочие (или, точнее, нерабочие) годы, женщины не заводят детей или откладывают их рождение на потом, а другие женщины уезжают из России на Запад. В стране свирепствует ВИЧ-инфекция/СПИД.
Наряду с сокращением численности населения растут настроения против иностранцев, в основе которых лежит расовая нетерпимость. Это не позволяет стране получать выгоды от иммиграции, как это имеет место в западных странах. Создается опасная политическая ситуация: одна из крупнейших и наиболее быстро растущих в России партий была отстранена от участия в выборах в Московскую городскую думу 4 декабря с.г. по причине телевизионной пропаганды с расистским душком.
Стал ли бы я инвестировать в России? После той конференции точно не стал бы. Я получил там сигнал, что Россия рушится. Помимо поведения на конференции российских лидеров, я бы также указал на то, что происходит на улице. Пить на улице сегодня запрещено - штраф за нарушение запрета в прошлом месяце был увеличен втрое - но большие группы людей по-прежнему пьют на улице, в то время как милиция проходит мимо, игнорируя их. Повсюду валяются пустые пивные бутылки; они даже гремят на полу вагонов метрополитена в утренние часы пик.
Страна без надежды, без амбиций, даже если у нее имеются тысячи ядерных межконтинентальных баллистических ракет, страна с такими лидерами, которые не способны повести за собой народ - не та страна, в которой я бы стал инвестировать деньги. Меня тревожит дестабилизирующий эффект, который испытает остальной мир, когда это отсутствие надежды превратится в отчаяние.