Прогнозы Телеграфа сбылись: бывший глава Германии Герхард Шредер ушел на работу в Газпром. Точнее, он получил хлебную должность главы комитета акционеров компании-оператора Северо-европейского газопровода (СЕГ). Помимо него в состав правления СЕГ вошел еще один близкий друг Владимира Путина - Матиас Варниг. Тенденция назначений на важные посты в правлении крупнейшего газового проекта настораживает: уж не готовит ли российский президент себе теплое место рядом со своими друзьями?
Пасьянс разложен
После того как стало ясно, что Шредер проиграл в борьбе за пост канцлера Германии Ангеле Меркель, в прессе появились многочисленные слухи о его будущей работе. Ряд изданий, в том числе и Телеграф, предположил тогда, что российский президент предложит бывшему канцлеру должность в Газпроме, однако окружение Шредера с гневом опровергало эти слухи. Более того, чуть позже стало известно, что экс-канцлер нашел себе подобающую работу в качестве советника издательской группы Ringier по международным вопросам.
О судьбе бывшего главы Германии на некоторое время забыли, однако в конце прошлой недели во время торжественной церемонии начала строительства СЕГ глава Газпрома Алексей Миллер неожиданно для всех сообщил, что Герхард Шредер возглавил комитет акционеров компании-оператора СЕГ - North European Gas Pipeline Company.
И пояснил, что комитет акционеров в компании будет играть роль совета директоров: в его функции войдет принятие всех стратегических решений. Не успели журналисты прийти в себя, как глава Газпрома добавил, что Шредер будет не единственным немцем, контролирующим амбициозный проект по экспорту российского газа. Так, управляющим директором North European Gas Pipeline Company назначен Матиас Варниг - глава Dresdner Kleinwort Wasserstein и близкий друг Владимира Путина.
Выбор Варнига вдвойне любопытен, учитывая, что именно он стоял за недавним соглашением о покупке немецким Dresdner Bank 33,3% акций третьего по величине российского банка - Газпромбанка, главным акционером которого является Газпром и через который проходит до 90% всей экспортной выручки газовой монополии.
Золотая вакансия
Если описывать ситуацию самыми простыми словами, то вырисовывается довольно интересная схема. Так, Владимир Путин вкупе с руководством Газпрома обеспечивает заполняемость газопровода, Герхард Шредер, пользуясь политическим весом, обеспечивает защиту проекта от его противников и новые рынки сбыта российского газа, а банк Матиаса Варинга обслуживает все сверхприбыли, заработанные Газпромом.
Круговая порука делает дружбу трех высокопоставленных приятелей поистине нерушимой. И вполне логичным будет предположить, что не рухнет она и после истечения президентских полномочий Владимира Путина. Нельзя исключать, что, обеспечив своих немецких друзей престижной и высокооплачиваемой работой, российский президент не только отблагодарил их за долгие годы преданной дружбы, но и застолбил себе хорошую должность, которую займет после 2008 года.
Таким образом, может возникнуть ситуация, когда в руках трех человек (друзей и партнеров!) будет сосредоточено управление газовыми потоками на Европу через СЕГ. А это значит - и всей Европой.
---------------------------
Цифра: 1,5 млн. EUR
Столько, по информации агентства Bloomberg, будет получать в год Герхард Шредер на посту председателя комитета акционеров North European Gas Pipeline Company.
---------------------------
Реакция политиков на назначение Герхарда Шредера главой комитета акционеров North European Gas Pipeline Company:
Рейнхард БЮТИКОФЕР, лидер германской Партии зеленых:
- Я ошарашен и не нахожу слов. Это омерзительно!
Стефан ХИЛЬСБЕРГ, член Социал-демократической партии Германии:
- Создается впечатление, что кое-кто пытается заработать на своей политической позиции.
Кристиан ВУЛЬФ, премьер-министр федеральной земли Нижняя Саксония:
- Я призываю Герхарда Шредера отказаться от этой должности. Согласившись занять пост председателя комитета акционеров, он нанес большой ущерб репутации политиков Германии. Если экс-канцлер не откажется от этой должности, то может создаться впечатление, что он был назначен на нее "в награду" за лоббирование проекта Североевропейского газопровода.
Дирк НИБЕЛЬ, генсек Партии свободных демократов Германии:
- Если Шредер будет получать деньги за свою деятельность, то это пахнет коррупцией. Наша партия будет требовать введения закона, согласно которому члены правительства не смогут получать должность в той отрасли, за политику которой они были ответственны, пока не пройдет как минимум два года.
Ян РОКИТА, вице-председатель польской партии Гражданская платформа:
- Эта информация просто невероятна. Решение бывшего канцлера Германии снижает стандарты политики западных соседей Польши. Что же касается политического значения, то это показывает почти коррупционный фон российско-германских газовых соглашений. Я все еще не могу поверить, что это возможно в случае Герхарда Шредера.
Западная пресса:
"Трубопровод увеличит экономический вес Газпрома, даст концерну возможность оказания политического влияния на восточно-европейские страны, по территории которых проходят его трубопроводы. По завершении строительства Россия сможет повысить экспортные цены на газ с меньшим риском того, что эти страны поднимут транзитные пошлины. Политический же вес Шредера поможет Газпрому устранить все еще существующие препятствия на пути этого проекта, который коренным образом меняет энергетическую карту Европы". The New York Times
"Без преувеличений можно сказать, что Шредер будет теперь получать зарплату прямо в Кремле. Это совершенно новый уровень как в стиле поведения Кремля, так и руководителей государств "старой" Европы. И если сама Германия и остальная Европа считают это нормальным, то есть основания бить тревогу". Postimees
"Бывшие канцлеры, как и бывшие президенты, имеют право искать себе новую работу. Но сделка по строительству газопровода по-прежнему "дурно пахнет". В отличие от магистральных газопроводов, по которым российский газ транспортируется в Европу, прокладываемый по дну Балтийского моря газопровод пойдет в обход Польши, Украины и государств Балтии. И это не случайно. Россия приобретает большее влияние на своих бывших вассалов, прокладывая с активной помощью Германии и лично экс-канцлера Герхарда Шредера альтернативные маршруты транспортировки газа". The Wall Street Journal