Из кресла канцлера - в кресло директора крупной транснациональной корпорации? Почему бы и нет? Объяснение, которое дал Герхард Шредер такой перемене своей карьеры, просто: он в возрасте 61 года чувствует себя полным сил и не собирается сидеть дома и путаться под ногами у своей четвертой жены. Такое объяснение вполне бы подошло в стране, жители которой славятся трудолюбием. Но проблема в том, что страсть г-на Шредера к работе нашла выход не в какой-нибудь юридической фирме или издательском доме, как это обычно бывает в таких случаях, а в энергетическом консорциуме NEPG, который находится под контролем Владимира Путина и управляется бывшим офицером тайной полиции Восточной Германии 'Штази'!
Вездесущие злые языки нашли еще один камень преткновения в таком объяснении: NEPG является совместным предприятием трех энергетических монстров - российского 'Газпрома', который имеет 51% акций нового предприятия, и германских EON и BASF. Миссия NEPG заключается в том, чтобы построить подводный газопровод, который будет доставлять сибирский природный газ прямо из Санкт-Петербурга в Германию, минуя третьи страны. Пока что ничего подозрительного мы не видим. Однако решение о строительстве газопровода было принято Путиным и Шредером летом уходящего года, что наводит на совершенно непристойное подозрение - а уж не позаботился ли тогдашний канцлер о том, чтобы вовремя, хоть и не очень-то прозрачно, решить проблему своего будущего трудоустройства?
Политические проекты
Хотя необычное трудоустройство германского политика российским президентом привлекло к себе повышенное внимание западных СМИ, однако этот пример - не единственный в своем роде. В прошлый вторник российская газета 'Коммерсант' написала о том, что еще неделей раньше Путин предложил место в руководстве нефтяной компании 'Роснефть' Дональду Эвансу, министру торговли в первом правительстве Джорджа Буша. Не считая очевидных логичных выводов о том, насколько связаны денежные и политические интересы в современной демократии, этот случай еще раз показывает определяющую важность энергетики как экономического и политического оружия в политических проектах Кремля.
Сама история со строительством газопровода концерном NEPG имеет политическую подоплеку. Прежде всего, этот проект закладывает базу для долговременного 'симбиоза' между Россией, которая располагает обильными энергетическими ресурсами, но крайне нуждается в технологиях, и Германией, возможности и запросы которой диаметрально противоположны. Этот 'брак по расчету' может иметь куда более длительные последствия, чем недавнее совпадение интересов Москвы и Берлина против Вашингтона в иракском вопросе.
Далее, подводный газопровод пройдет в обход Украины, государств Балтии и Польши, что означает для упомянутых стран громадную упущенную выгоду от транзита газа. Геополитический вес этих стран должен будет уменьшиться. Эти события показывают стремление Владимира Путина 'наказать' страны, которые он считает пограничными постами США в попытке 'империалистического окружения' России (так в тексте - прим. переводчика). Подозрительность российского президента получила дополнительные козыри после так называемых 'цветных' революций в Грузии и Украине, новые правительства которых считают высшим приоритетом вступление своих стран в НАТО.
'Кнут и пряник'
Реакцию России нельзя назвать чисто оборонительной и симметричной. Президента России можно укорить в чем угодно, но не в поспешных действиях. Прервав и даже обратив вспять процесс экономического развала России (правда, в этом ему помогли высокие мировые цены на нефть), Владимир Путин стремится теперь вернуть в сферу влияния Кремля бывшие советские республики, кроме трех балтийских государств, которые уже полностью интегрировались в европейские и натовские структуры. В этих длительных усилиях Путина удушающая энергетическая зависимость некоторых бывших советских республик от России превращается в мощнейшее оружие двойного назначения - 'пряник', который в любой момент может превратиться в 'кнут'. В этом смысле очень поучителен жесткий торг последних недель вокруг цены на российский природный газ.
До недавнего времени Россия продавала природный газ Украине, Грузии и Молдавии по очень низким ценам - порядка $50 за 1000 кубометров, в то время как международные цены на газ находились на уровне $180. В качестве компенсации этой цены упомянутые страны сохраняли свою политическую и военную зависимость от России, несмотря на периодически возникавшие трения с Кремлем.
После 'цветных революций', которые привели к власти Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко, а также после разворота на 180 градусов в политике президента Молдавии Владимира Воронина, который был ранее лоялен Москве, ситуация полностью изменилась. Теперь Владимир Путин совершенно справедливо не желает снабжать газом по выгодным ценам своих соседей, которые заявляют, что собираются разместить на своей территории базы НАТО чуть ли не в ближайшие три года.
В начале декабря 'Газпром' определил новые, намного более высокие цены на газ, которые для Грузии составили около $110, а для Украины - $150 за 1000 кубометров. Белоруссия же под руководством Александра Лукашенко за свою благонадежность, напротив, получила стабильные цены на газ - в районе $47. Необходимо отметить, что, согласно исследованиям украинского Совета Безопасности, требующая больших энергетических ресурсов химическая промышленность страны автоматически становится убыточной при цене потребляемого газа выше, чем $95 за 1000 кубов. Для украинской металлургии этот показатель составляет примерно $106.
Абсолютно законные с точки зрения свободного рынка, однако шантажистские с точки зрения политики, требования 'Газпрома' появились в тот момент, когда проамериканское правительство Ющенко готовится к очень важным выборам, утратив народное доверие из-за целой кучи-малы всевозможных скандалов. Владимир Путин, который совершенно не собирается отказываться от надежды вновь заполучить Украину в российскую сферу влияния, совершенно открыто советует украинским избирателям не лезть на рожон.
Передел Средней Азии
Параллельно с этим, президент России пытается перейти в контрнаступление в другом регионе, где его страна сохраняет военные прерогативы старой сверхдержавы. Решение Узбекистана закрыть американскую базу, которая была основана в рамках войны с талибами, а также выход Узбекистана из проамериканской региональной организации ГУУАМ (куда также входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия) изменили баланс сил в Средней Азии в пользу России.
Также важен договор о коллективной безопасности (ДКБ), в котором принимают участие Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Армения. На саммите ОДКБ 29 ноября Россия предложила создание сил быстрого реагирования, которые могли бы действовать 'в случае, если любая страна-участница соглашения окажется под угрозой дестабилизации'. 'Россия готова создать свое собственное НАТО', - отмечает в этой связи российская газета 'Коммерсант'.