Не все в России выиграют от ее вступления во Всемирную торговую организацию. Владислав Иноземцев, тем не менее, считает, что интеграция в международную экономику благоприятна для страны.
На прошедшей 13 - 18 декабря в Гонконге министерской встрече представителей государств - членов Всемирной торговой организации (ВТО) основной проблемой по-прежнему была позиция развивающихся стран по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, которые некоторые развитые страны выплачивают своим фермерам.
Несмотря на то, что с начала 1990-х годов совокупный объем этих выплат в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) стабильно составляет около 300 млрд. долл. в год и не превышает 1,2% их суммарного ВВП, проблема является принципиально значимой.
Выделяемые европейским и американским фермерам дотации обеспечивают не только приемлемый уровень жизни 8 - 10% населения этих стран, но и выдающиеся производственные результаты.
Причиной другой группы проблем выступают Соединенные Штаты, которые подходят к торговым отношениям как к одному из факторов политического воздействия. Именно из-за их жесткой позиции, не учитывающей интересы латиноамериканских партнеров, завершилась неудачей недавняя панамериканская встреча в Мар-дель-Плата.
Ощущая свою вседозволенность, США в последние годы пошли на многочисленные нарушения правил ВТО в отношениях со своими партнерами, что вылилось в 24 случая передачи дел против них в Апелляционный орган Всемирной торговой организации (из которых США выиграли лишь два). Тот же волюнтаризм проявляется, например, в сохранении действия в отношении России т.н. 'поправки Джексона-Вэника', введенной еще в 1975 г. против Советского Союза. Отменили ее 20 ноября в отношении лишь Украины.
Что касается российской позиции по отношению к ВТО, то на протяжении всех последних лет она отличалась отсутствием определенности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что задачей организации выступает снижение торговых барьеров. С 1980 по 2003 г. не без ее участия средние мировые пошлины на пересекающие государственные границы товары снизились с 26 до 10%. В России же средний размер ввозной пошлины составляет 29%, в ряде случаев достигая 120%. Более того, в отличие от развитых стран, доходы российского бюджета на 56% состоят из разного рода экспортных и импортных пошлин, акцизов и сборов, а также налога на добавленную стоимость с ввозимых в страну товаров. К примеру, в США доля таких поступлений в федеральном бюджете не превышает 0,5%.
Поэтому российская государственная бюрократия не в восторге от идеи вступления в ВТО. Но упорная приверженность президента РФ Владимира Путина и либеральной группы в российском правительстве этой идее способствует продвижению по пути ее осуществления.
Проблема России состоит еще в том, что ее внешняя торговля (в отличие, например, от стран Европейского Союза) всего на 9-11% представлена intra-sector trade, на что в ЕС приходится около 70% товарооборота. Подавляющая часть российской внешней торговли - это inter-sector trade, т.е. Россия продает продукцию одних товарных групп (прежде всего сырье), а покупает продукцию других (машины, оборудование, и потребительские товары).
Поэтому российские предприниматели разделены на тех, кто явно выиграет от вступления страны в ВТО, и тех, кто от этого наверняка проиграет. Мощное лоббирование с обеих сторон затрудняет выработку правительственной позиции по этому вопросу.
Еще более серьезны претензии российских страховых компаний и банков, которые опасаются конкуренции со стороны международных финансовых структур, и стремятся заручиться поддержкой правительства, аргументируя это 'угрозами', исходящими от возможного контроля этих структур над финансовым сектором страны.
Однозначно от вступления России в ВТО выиграют ее граждане, которые получат доступ к более дешевым импортным товарам. Исходя из надежд на активизацию на этой волне потребительского спроса, Всемирный банк говорит о том, что россияне уже в ближайшие два-три года получат выгоды, эквивалентные 3,5% ВВП страны по состоянию на 2004 г.
Вступление России в ВТО не окажет никакого ощутимого воздействия на конъюнктуру мировых рынков, и серьезной конкуренции со стороны российских компаний ожидать не приходится. Ведь Россия практически не поставляет на мировой рынок потребительские товары. Ее промышленная продукция ограничивается в основном военной техникой, вооружениями и продукцией производственного назначения, рынки которой давно уже поделены между крупными западными корпорациями.
Напротив, вступление России в ВТО может оказаться весьма выгодным западным - особенно европейским - компаниям, которые смогут серьезно расширить свои рынки сбыта. Это проистекает из того, что Москва выступает одним из главных партнеров Европейского Союза, импорт товаров из стран которого в Россию растет особенно высокими темпами. Если за 1998-2004 годы российский импорт из Соединенных Штатов сократился почти на треть - с 4,1 до 2,9 млрд. долл., то импорт из стран ЕС вырос более чем вдвое - с 15,7 млрд. долл. в 1998 году до 32,6 млрд. долл. в 2004-м (что составило 49,5% российского импорта). К концу текущего года этот показатель может достичь 43-45 млрд. долл.
Тем не менее, вступление России в ВТО должно послужить дальнейшей интеграции страны в мировую экономику, что является, безусловно, необходимым для России и для международного сообщества.
Профессор Владислав Иноземцев - Научный руководитель Центра исследований постиндустривального общества, председатель Совета попечителей журнала 'Россия в мировой политике', заместитель главного редактора российского издания еженедельника 'Business Week'
___________________________________________________________
Владислав Иноземцев: 'Бывшим советским государствам до демократии еще далеко' ("Trouw", Голландия)
Владислав Иноземцев: Бессмысленная встреча ("Friesch Dagblad", Голландия)